ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Размышление о смысле жизни, родине, счастье. родине, счастье. Выполнил: слушатель курсов повышения квалификации повышения квалификации учитель русского языка и литературы МОУ «Чурачикская ООШ» Чебоксарского района Мартынова Н.К. Мартынова Н.К.
Тема: родина и революция в поэзии С.А.Есенина.
Цель проекта: активизировать учащихся вызвать интерес к теме; предоставить возможность для конструирования собственного знания; создание своего цельного образа мира. активизировать учащихся вызвать интерес к теме; предоставить возможность для конструирования собственного знания; создание своего цельного образа мира.
Задача работы – раскрытие и анализ темы «Родина и революция в поэзии С.А.Есенина».
Ресурсы: Есенин С.Собрание сочинений в трех томах. – Москва: Правда, Есенин С.Собрание сочинений в трех томах. – Москва: Правда, Быкова Н.Г. Литература. Справочник. – Москва: ТКО «АСТ», 1995 – 576 с. Быкова Н.Г. Литература. Справочник. – Москва: ТКО «АСТ», 1995 – 576 с. Прокушев Ю.Л. Вечный образ. – Москва: Знание, – 64 с. Прокушев Ю.Л. Вечный образ. – Москва: Знание, – 64 с. Эвентов И. С. Сергей Есенин. – Ленинград: Просвещение, с. Эвентов И. С. Сергей Есенин. – Ленинград: Просвещение, с.
План исследования: Изучить раннюю и позднюю лирику поэта. Изучить раннюю и позднюю лирику поэта. Анализ поэтических произведений. Анализ поэтических произведений. Определить лирического героя. Определить лирического героя. Находить выразительные средства языка. Находить выразительные средства языка.
Ранняя лирика посвящена воспеванию богоспасаемой Руси. Лирический герой здесь не ищет Бога, потому что Бог и так присутствует в буднях деревни, повседневности сельских забот, в русской природе. Бог Есенина рядом, он ощутим во всем близком и родном: « в каждом страннике убогом» может скрываться «помазуемый Богом», в каждом нищем – пытающий «людей в любви» Господь. Лирический герой здесь не ищет Бога, потому что Бог и так присутствует в буднях деревни, повседневности сельских забот, в русской природе. Бог Есенина рядом, он ощутим во всем близком и родном: « в каждом страннике убогом» может скрываться «помазуемый Богом», в каждом нищем – пытающий «людей в любви» Господь.
После революции мир неподвижной святости, воспетый Есениным, приходит в движение; Есенин и его соратники связывали с революцией особенные надежды на возвышение мужицкой Руси. Однако надеждам крестьянского поэта не суждено было сбыться. Он почувствовал себя обманутым: вслед за мечтами о преображении Руси наступила эпоха разочарований; вера в великую будущность деревенской Руси сменилась растерянностью и тоской. Однако надеждам крестьянского поэта не суждено было сбыться. Он почувствовал себя обманутым: вслед за мечтами о преображении Руси наступила эпоха разочарований; вера в великую будущность деревенской Руси сменилась растерянностью и тоской.
Поздние стихи Есенина. В поздних стихах Есенина тоска по уходящей крестьянской Руси выражается с особенно проникновенной лирической интонацией. В них есть нежная горечь прощания с прежней Россией и с самим собой, так и не сумевшим перешагнуть в «Русь Советскую». Ради блага Родины он вроде бы готов отказаться от прежних идеалов, но себя в новой действительности места он так и не находит. В поздних стихах Есенина тоска по уходящей крестьянской Руси выражается с особенно проникновенной лирической интонацией. В них есть нежная горечь прощания с прежней Россией и с самим собой, так и не сумевшим перешагнуть в «Русь Советскую». Ради блага Родины он вроде бы готов отказаться от прежних идеалов, но себя в новой действительности места он так и не находит.
Анализ стихотворения «Сорокоусте» (1920) Паровоз символизирует собой революцию, перемены, прогресс. А жеребенок – символ «Руси уходящей». Конечно же, жеребеночку никогда не догнать железной машины, которая с невероятной скоростью летит вперед, сметая любого, кто встанет на ее пути. Поэт скорбит и тоскует о том, что на смену живому, душевному и светлому миру, приходит абсолютно иной мир: тяжелый, бездушный и беспомощный. Поэту жаль, очень жаль этой самой уходящей Руси… Паровоз символизирует собой революцию, перемены, прогресс. А жеребенок – символ «Руси уходящей». Конечно же, жеребеночку никогда не догнать железной машины, которая с невероятной скоростью летит вперед, сметая любого, кто встанет на ее пути. Поэт скорбит и тоскует о том, что на смену живому, душевному и светлому миру, приходит абсолютно иной мир: тяжелый, бездушный и беспомощный. Поэту жаль, очень жаль этой самой уходящей Руси…
Вывод Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Читая и анализируя лирические произведения поэта, учащиеся, надеемся, вслушаются в те звуки, которые различила чуткая и зоркая душа поэта, открывшего для нас родину. Читая и анализируя лирические произведения поэта, учащиеся, надеемся, вслушаются в те звуки, которые различила чуткая и зоркая душа поэта, открывшего для нас родину.