Форма работы: Родительское собрание Как сблизить позиции школы и семьи МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В. Чебоксары г
Работаем по принципу: Услышал – забыл, увидел – запомнил, попробовал – понял. Плохой учитель рассказывает, средний учитель показывает, хороший учитель вовлекает. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Какой результат хотим получить? МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Установки. Позиция. Дети - «НАШИ» Сотрудничество Цель работы: объединение усилий школы и родителей РЕЗУЛЬТАТ: Родитель - союзник школы, союзник ребенка. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Что не нравится на родительских собраниях? Вывод: … МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Что хочет получить родитель? В чем нуждается? Вывод: … МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Актуальное состояние родителей Чувства Ожидания Желания Знания Умения МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Особенности родителей учащихся «группы риска» МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Имеют проблемы в воспитании ребенка. Не справляются с задачами воспитания. Не справляются с ролью воспитателя- родителя… Имеют проблемы во взаимоотношениях с ребенком, друг с другом… Привыкли слышать в свой адрес…, про ребенка… Настрой на школу… МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Направления помощи родителям Наладить адекватные отношения с ребенком. Показать конкретные шаги, действия. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Особенности учащихся группы риска
Учеба не нравится Не хочется заниматься Много пробелов Не интересно учиться Не получается, требуется слишком много сил для учебы Не получают удовольствия от познавательной деятельности Легко сдаются нарушения в познавательной деятельности Конфликтуют с окружающими… МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями 1.В аффективной сфере; 2.Педагогически запущенные дети; 3.Дети с задержкой психического развития; 4.С проблемами в развитии; 5.С психопатоподобным поведением и т.д. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Для учащихся "группы риска" Характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Этих детей отличает отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат для удовлетворения инфантильных потребностей. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Не хочет учиться Почему? Причины..
Ведущими причинами неуспеваемости подростков многие авторы считают следующие: пониженная обучаемость школьника; недостатки в развитии познавательных процессов; педагогическая запущенность; интеллектуальная пассивность; индивидуально – типологические особенности; отсутствие адекватной мотивации учения. МБОУ ЦППРК Семья, Софронова Н.В.
Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей: Неудовлетворительные показатели познавательного климата в семье; Наличие избыточной поверхностно- развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении. МБОУ ЦППРК Семья, Софронова Н.В.
Любопытны причины неуспеваемости, которые выделяет сам подросток. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности. МБОУ ЦППРК Семья, Софронова Н.В.
Субъективные причины неуспеваемости по мнению профессора М.К. Тутушкиной, могут быть следствием того, что: в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры; родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности; родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки; в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели; учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка; в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам. МБОУ ЦППРК Семья, Софронова Н.В.
Что может сделать…
В чем готовы сотрудничать, каким образом готовы взаимодействовать
Решение Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Найти жизненные цели Знакомить с конструктивными способами общения Изменить отношение к трудностям Изменить познавательный климат в семье Повысить самооценку, изменить самоотношение ребенка Заполнить свободное время продуктивной деятельностью (секции, кружки, посильный труд ) Тренировать познавательные процессы (внимание, память, мышление…) Расширить опыт самоорганизации, развить учебные навыки Зона ближайшего развития РЕШЕНИЕ МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
От знаний к их использованию ЗнанияУмения Навыки МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Какие возможности Игровая ситуация Роли Активность каждого Вовлеченность – личный опыт Соучастник решений Ответственность за результат МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Вопросы для обсуждения с родителями МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Притча о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Типы неправильного воспитания: 1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта. 2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость. 3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок. 4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям. МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Группы критерий. Критерии, определяющие «группу риска»: Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропатолога. Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ, табакокурение, токсикомания, гиперактивность, другое МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.
Журнал учащихся по группам риска Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска» Ф.И. ученика Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют. Состоит на учете у психоневропатолога. Перенесли сложные медицинские операции. Перенесли стрессы. Леворукие дети (левша). Другое Социальные Учебно- педагогические Поведенческие МБОУ ЦППРК СЕМЬЯ Софронова Н.В.