Программа индивидуального развития ребёнка Адаптация ребёнка с ограниченными физическими возможностями в обычной школе Составитель: Прохорова Л.Н. учитель начальных классов МОУ «Тюрлеминская СОШ» Реализация Программы: 1 год
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях К. Д.Ушинский К. Д.Ушинский
Актуализация Программы Стремлюсь построить такую воспитательную систему, в которой классный коллектив способствовал бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, раскрывал бы его потенциальные возможности, создал бы такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя успешным и стремился к личностному росту. Школа Общественная почва класс
Введение Дети риска школьной дезадаптации. Значимой методической проблемой становится обучение детей, у которых то или иное несоответствие норме развития. Среди них – дети с ограниченными физическими возможностями. Передо мной встала задача: Как ребёнка с ограниченными физическими возможностями ввести в коллектив учащихся обычной школы; Как ребёнка с ограниченными физическими возможностями ввести в коллектив учащихся обычной школы; Как научить его общаться на равных правах со своими сверстниками; Как научить его общаться на равных правах со своими сверстниками; Как помочь ему адаптироваться в коллективе своих сверстников, которые отличаются от него физическим здоровьем; Как помочь ему адаптироваться в коллективе своих сверстников, которые отличаются от него физическим здоровьем;
Григорьев Роман Владимирович Дата рождения: 17 марта 1999 года Учащийся третьего класса В школу поступил 1 сентября 2006 года В семье Рома старший ребёнок. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира. Поэтому программа индивидуального развития младшего школьника является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы жизни.
Характереологические проявления По тесту Айзенка Рома относится к типу 1 По тесту Айзенка Рома относится к типу 1 Сдержанный, робкий, чувствительный. Сдержанный, робкий, чувствительный. Стесняется и теряется в незнакомой Стесняется и теряется в незнакомой ситуации. ситуации. Неуверенный в себе и не любит многолюдья. Неуверенный в себе и не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям в собственные возможности. Имеет склонность к сомнениям в собственные возможности. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Тревожен, но не склонен к панике. Тревожен, но не склонен к панике. Часто пребывает в нерешительности. Часто пребывает в нерешительности.
Цель Программы Создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей Развивать общительность, уверенность в себе, смелость Опираясь на сильные стороны личности развивать слабые
Педагогические задачи Программы Организация разнообразной, личностно и общественно значимой деятельности ученика в классе Создание условий для самоутверждения воспитанника, обретение необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников Создание благоприятного нравственно- психологического климата в коллективе
Заповеди воспитания Определить, чего хочет ребёнок, узнай что он думает по этому поводу Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему Не пропусти первый успех ребёнка Оценивай поступок, а не личность Делай своевременные замечания Предоставь возможную самосто - ятельность
Условия реализации Программы Общение должно проходить с учётом интересов и потребностей ребёнка Помнить, что Коммуникативное Поведение Родителей, Учителей Будет являться Эталоном Поведения Для ребёнка Методика проведения Занятий должна Включить в себя Диагностику уровня Развития Коммуникативных умений При использовании Отрицательной Оценки поведения Ученика надо оценивать Не личные качества Ребёнка, а выполненное Ребёнком действие Положительная оценка Должна преобладать над Отрицательной, причём Должна быть более Разнообразной и не только Вербально выраженной, Но и невербального характера
Уровень воспитанности воспитанника на момент поступления в школу п/п Область воспитанности ребёнка Оценка в 10 б сист 1.Общительность3 2. Эмоциональная устойчивость 3 3. Стремление к лидерству 0 4. Интерес к обучению 6 5. Активность в жизни класса 2 6. Проявление интереса к новому 3 7.Сдержанность5 8.Смелость3 9.Чувствительность7 10.Доверчивость4 11.Открытость2
По шкале тревожности Кондаша,в результате тестирования, получила следующие сведения Вид тревож ности Школьн ая Самооце ночная Межлич ностная
Итоги проведения тестов Школьная тревожность – 16 – несколько повышенная; Школьная тревожность – 16 – несколько повышенная; Самооценочная тревожность – 17 – заниженная; Самооценочная тревожность – 17 – заниженная; Межличностная тревожность – 30 – высокая; Межличностная тревожность – 30 – высокая; Необходимо ввести коррективы : 1. В уверенности в себе; 2. В общественной активности; 3. В общении; 4. Самовыражении;
Мероприятия по созданию условий личностного роста учащегося Работа с психологом с целью изучения психологических особенностей ученика Работа с социальным педагогом с целью изучения семьи Проведение часов общения, бесед, праздников, анкетирований, тестов, опросов. Посещение ребёнка на дому, участие в общественной жизни класса, посещение кружков, занятость в дополнительном образовании Обсуждение причин возникновения проблемных ситуаций ученика со сверстниками, с родителями.
Индивидуальная работа с учеником Определение характера отношений между членами семьи; Определение характера отношений между членами семьи; Индивидуальные беседы с ребёнком; Индивидуальные беседы с ребёнком; Общественное поручение в классе; Общественное поручение в классе; Посещение кружков; Посещение кружков; Организация бесед на различные темы; Организация бесед на различные темы; Организация тематических часов общения; Организация тематических часов общения; Организация тематических вечеров; Организация тематических вечеров; Использование диагностических методов исследования; Использование диагностических методов исследования; Привлечение к участию в интеллектуальных играх; Привлечение к участию в интеллектуальных играх; Участие в различных конкурсах районного и республикаеского уровня; Участие в различных конкурсах районного и республикаеского уровня; Организация коммуникативной игры; Организация коммуникативной игры; Организация тренингов, устных журналов; Организация тренингов, устных журналов;
Этика вербального обращения к ученику Давай, подумаем вместе; Давай, подумаем вместе; Попытаемся понять; Попытаемся понять; Может быть, сделаем так…; Может быть, сделаем так…; Мне интересно, как думаешь ты; Мне интересно, как думаешь ты; Я хочу узнать твоё мнение; Я хочу узнать твоё мнение;
Перечень мероприятий, проведённых с родителями ученика Посещение на дому; Посещение на дому; Индивидуальные беседы; Индивидуальные беседы; Организация родительских часов; Организация родительских часов; Совместные родительские собрания; Совместные родительские собрания; Проведение анкетирований и выполне6ние тестовых заданий; Проведение анкетирований и выполне6ние тестовых заданий; Организация консультаций с психологами и социальными педагогами школы; Организация консультаций с психологами и социальными педагогами школы; Организация тренингов для родителей; Организация тренингов для родителей; Организация совместных праздников и вечеров отдыха; Организация совместных праздников и вечеров отдыха; Привлечение родителей к участию в конкурсах совместно с детьми; Привлечение родителей к участию в конкурсах совместно с детьми; Привлечение родителей к участию в общественной жизни класса и школы; Привлечение родителей к участию в общественной жизни класса и школы;
Итоги работы над Программой Установлены доброжелательные и доверительные отношения ученика с одноклассниками; Установлены доброжелательные и доверительные отношения ученика с одноклассниками; Удалось использовать склонности и способности ученика по назначению; Удалось использовать склонности и способности ученика по назначению; Родители ученика вовлечены в совместный со школой и с классным руководителем воспитательный процесс; Родители ученика вовлечены в совместный со школой и с классным руководителем воспитательный процесс; Установлено доброжелательное отношение с родителями воспитанника; Установлено доброжелательное отношение с родителями воспитанника;
Решены задачи Программы Поставленные задачи Формы реализации По отношению к учёбе Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм Развитие познавательных интересов и способностей Посещение кружков и охват дополнительным образованием По отношению к общественной жизни класса Главный по содержанию чистоты в классе Формирование качеств лидера Помощь классному руководителю в организации внеклассных мероприятий Повышение самооценки, воспитание эмоционально – ценностного отношения к себе и миру Постоянный контакт с психологом и социальным педагогами школы. Участие во внеклассных и внешкольных конкурсах и мероприятиях.
Характеристика ученика на третий год обучения Черты характера Настойчивый, деятельный Отношение к себе Самокритичное Отношение к сверстникам Уважительное, дружелюбное, доверительное Участие в общественной жизни Активен, но не инициативен Отношение к труду Добросовестное Любимые предметы Окружающий мир, русский язык, литературное чтение Трудные предметы Математика, изобразительное искусство Занятость дополнительным образованием Музыкальная школа, хоровое пение, исследовательский кружок
Сравнительный анализ качеств воспитанника до и после реализации Программы Общительность39 Эмоциональная устойчивость 38 Стремление к лидерству 04 Открытость28 Активность в жизни класса 27 Тревожность83 Сдержанность58 Смелость37 Чувствительность78 Доверчивость47
Успехи воспитанника за второй год обучения 2 класс окончил на «4» и «5»; 2 класс окончил на «4» и «5»; Участник конкурса «Русский медвежонок – 2008 и 2009»; Участник конкурса «Русский медвежонок – 2008 и 2009»; Призёр Республиканского этапа Международного форума «Зелёная Планета – 2008»; Призёр Республиканского этапа Международного форума «Зелёная Планета – 2008»; Победитель районного конкурса «Воздушных змей – 2008»; Победитель районного конкурса «Воздушных змей – 2008»; Стипендиат Депутата Госсовета ЧР Тимофеева В.В.» За достигнутые успехи в учёбе и внеклассной работе в 2007 – 2008 учебном году»; Стипендиат Депутата Госсовета ЧР Тимофеева В.В.» За достигнутые успехи в учёбе и внеклассной работе в 2007 – 2008 учебном году»; Участник Республиканского конкурса «Лес в творчестве юных 2008» Участник Республиканского конкурса «Лес в творчестве юных 2008»
Заключение: Для оценки результативности Программы мною определены критерии и показатели её эффективности. Первый критерий: самоактуализация личности учащегося; Первый критерий: самоактуализация личности учащегося; Второй критерий: удовлетворённость учащегося, педагогов, родителй его жизнедеятельностью в школе; Второй критерий: удовлетворённость учащегося, педагогов, родителй его жизнедеятельностью в школе; Третий критерий: конкурентоспособность учащегося; Третий критерий: конкурентоспособность учащегося;
Приложение Рома и Наташа помогает Роме
Приложение