Программа индивидуального развития ребёнка Мало родительской любви – плохо. Чересчур много – тоже нехорошо. Составила учительница русского языка и литературы МОУ «Лащ- Таябинская языка и литературы МОУ «Лащ- Таябинская СОШ им. В.В. Андреева» Воронина Татьяна Дмитриевна Воронина Татьяна Дмитриевна
Введение Дети среднего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагогов. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения и воспитания начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. С первых дней обучения и воспитания необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать информацию и хорошо его запоминать.
Цель моей программы: выявление и максимальное развитие положительных качеств личности каждого из учеников. Задачи: 1. Проведение диагностики личности ученика. 2. Разработка плана действий в отношении каждого из учеников. 2. Разработка плана действий в отношении каждого из учеников. 3. Коррекционно-развивающая деятельность (реализация индивидуального плана действий). 3. Коррекционно-развивающая деятельность (реализация индивидуального плана действий).
Этапы реализации программы: Этапы реализации программы: 1 этап – диагностический. 1 этап – диагностический. 2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося. 2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося. 3 этап – коррекционно-развивающий. 3 этап – коррекционно-развивающий. 4 этап – подведение итогов. 4 этап – подведение итогов.
1 этап – диагностический Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача: Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача: Провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления: Провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления: - диагностика познавательной деятельности учащихся; - диагностика познавательной деятельности учащихся; - исследования эмоционально-личностной сферы; - исследования эмоционально-личностной сферы; - диагностика межличностных отношений; - диагностика межличностных отношений; - диагностика психологического здоровья. - диагностика психологического здоровья.
2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося На основе диагностических данных классным руководителем определяются цели развития ученика, либо самим ребенком (с помощью классного руководителя)определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации. На основе диагностических данных классным руководителем определяются цели развития ученика, либо самим ребенком (с помощью классного руководителя)определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
3 этап – коррекционно- развивающий Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
4 этап – подведение итогов По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития. По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития. Классным руководителем анализируется результат всей программы. Классным руководителем анализируется результат всей программы.
Характеристика на Теренину Оксану Владимировну, ученицу 8 класса МОУ «Лащ-Таябинская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики», на Теренину Оксану Владимировну, ученицу 8 класса МОУ «Лащ-Таябинская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики», 1995 года рождения, проживающей по адресу: с.Лащ-Таяба, улица Николаева. д. -3 Яльчикского района ЧР 1995 года рождения, проживающей по адресу: с.Лащ-Таяба, улица Николаева. д. -3 Яльчикского района ЧР Теренина Оксана Владимировна поступила в 1 класс в 2002 году. Воспитывалась дома. Оксана за время обучения в нашей школе показала себя прилежной и ответственной ученицей. Она является отличницей учебы. Систематически выполняет поручения классного руководителя, активно участвует в общественной жизни класса и внутришкольных мероприятиях. Дисциплинирована, на уроках активна, на протяжении всех лет обучения имеет примерное поведение и прилежание. Теренина Оксана в общении доброжелательна и отзывчива, с одноклассниками поддерживает дружеские отношения. Обладает спокойным, уравновешенным характером, проявляет активность в творческой деятельности. Читает много дополнительной литературы. Посещает дополнительные занятия по русскому языку и по родному языку. Участвовала в лингвистической игре «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Прекрасно танцует. С удовольствием принимает участие в различных конкурсах, олимпиадах. викторинах, и т. д. Всегда в числе призеров. Душой болеет за класс. Прекрасно танцует. С удовольствием принимает участие в различных конкурсах, олимпиадах. викторинах, и т. д. Всегда в числе призеров. Душой болеет за класс. Систематически занимает участие в субботниках, очень старательна и трудолюбива. Увлекается легкой атлетикой, сознательно занимается спортивной ходьбой со -2 го класса, добивается хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района, Чувашской Республики. С 4-го класса она начала участвовать в Республиканских соревнованиях. Систематически занимает участие в субботниках, очень старательна и трудолюбива. Увлекается легкой атлетикой, сознательно занимается спортивной ходьбой со -2 го класса, добивается хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района, Чувашской Республики. С 4-го класса она начала участвовать в Республиканских соревнованиях. В 2003 году Оксана участвовала во Всероссийских соревнованиях по спортивной ходьбе на призы Заслуженного мастера спорта СССР, чемпионки XXVІ Олимпийских игр Е. Николаевой среди девушек и заняла І место.Она- призер республиканских и всероссийских соревнований по спортивной ходьбе. В 2003 году Оксана участвовала во Всероссийских соревнованиях по спортивной ходьбе на призы Заслуженного мастера спорта СССР, чемпионки XXVІ Олимпийских игр Е. Николаевой среди девушек и заняла І место.Она- призер республиканских и всероссийских соревнований по спортивной ходьбе. От педагогов, работающих в данном классе, имеет только положительные отзывы. От педагогов, работающих в данном классе, имеет только положительные отзывы. В социально- политических мероприятиях проявляет грамотность. В социально- политических мероприятиях проявляет грамотность. В семье получила хорошее воспитание. Мать Оксаны, Альбина Николаевна, является членом родительского комитета. В семье получила хорошее воспитание. Мать Оксаны, Альбина Николаевна, является членом родительского комитета.
Характеристику уровня личностного роста учащегося можно представить в виде таблицы (пятибалльная система) Содержание показателейБаллы На начало I полугодия На конец I полугодия 1.Мотивация учебно-познавательной деятельности · Учится охотно · Учится под контролем · Нет интереса, активность низкая · Равнодушен к учёбе Сформированность интеллектуальных умений55 3.Степень обучаемости (по усвоению учебного материала)55 4.Навыки учебного труда (умение планировать и контролировать свою деятельность) 55 5.Результативность индивидуальных занятий (проявление инициативы) 55 6.Уровень утомляемости. Соблюдение режима дня и развитие способности внимания Целеустремлённость (умение ставить цель и добиваться её)55 8.Дисциплина и организованность55 9.Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе34 10.Уровень развития навыков самообслуживания55 11.Внешний вид и аккуратность55 12.Интересы и развлечения55 13.Уровень этической культуры55 14.Работа над вредными привычками55 15.Отношение к физической культуре и спорту55 16.Общественная активность55 17.Исполнение должностных обязанностей55
Хронологические рамки программы: Январь 2007 г.- июнь 2011 г. Январь 2007 г.- июнь 2011 г.
1 этап- реализация диагностического этапа Для диагностики использовались следующие методы: 1. Анкетный 2. Тестовый 3. Наблюдение 4. Беседа 5. Оценка Эксперта (психолог, учителя- предметники) 6. Самооценка
2 этап- разработка индивидуальной программы Выделены следующие приоритетные направления: Здоровье Здоровье Интеллект Интеллект Нравственность Нравственность Досуг Досуг Культура Культура Семья Семья
Здоровье
Интеллект
Нравственность
Досуг
Культура
Семья
Предполагаемый результат: Уверенность. Вера в себя. Уверенность. Вера в себя. Адекватная самооценка. Адекватная самооценка. Оптимизм. Оптимизм. Прилежание. Прилежание. Любознательность. Любознательность. Самореализация. Саморазвитие. Самореализация. Саморазвитие. Коммуникабельность. Коммуникабельность.
3 этап- практическая деятельность, воплощение программы в жизнь Программа реализуется через: 1. Индивидуальную работу 2. Коллективную работу 3. Групповую работу 4. Работу с родителями
Виды работМероприятия Индивидуальная 1.Беседы 2. Особый контроль 3. Поручение ответственных дел Коллективная 1.Классные часы и другие внеурочные дела класса 2. Участие класса в общешкольных мероприятиях 3. Подготовка. Проведение общешкольных мероприятий 4. Общественно-полезная деятельность Групповая 1.Творческая 2.Познавательная 3.Исследовательская Работа с родителями 1.Приглашение на родительские собрания 2.Беседы 3.Лекции 4. Посещение на дому
«Верные спутники» воспитания и обучения: Улыбка Милосердие Доброжелательность Уместная шутка Ласка
Десять ошибок воспитания, которые родители когда – нибудь допускали: Обещания больше не любить. Безразличие. Слишком много строгости. Детей надо баловать. Навязанная роль. Больше денег – лучше воспитание. Наполеоновские планы. Слишком мало ласки. Ваше настроение. Слишком мало времени для воспитания ребенка.
Заповеди воспитания: Каждый день с ребенком начинайте радостью и заканчивайте миром. Каждый день с ребенком начинайте радостью и заканчивайте миром. Дайте ребенку и себе отдых от приказов и просьб. Дайте ребенку и себе отдых от приказов и просьб. Главный воспитательный момент – опережающее одобрение: Главный воспитательный момент – опережающее одобрение: «Ты можешь это сделать!» «Ты лучше, чем кажешься!» Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха. Делайте своевременные замечания. Делайте своевременные замечания. Оценивайте поступок, а не личность. Оценивайте поступок, а не личность. Отметки – дело поправимое, неверие в ребенка – преступление. Отметки – дело поправимое, неверие в ребенка – преступление.
Памятка родителям: Если ребенок живет в критике, он учится осуждать. Если ребенок живет в критике, он учится осуждать. Если ребенок живет во враждебности, он учится бороться. Если ребенок живет во враждебности, он учится бороться. Если ребенок живет в страхе, он учится предчувствовать недоброе. Если ребенок живет в страхе, он учится предчувствовать недоброе. Если ребенок живет в жалости, он учится жалеть себя. Если ребенок живет в жалости, он учится жалеть себя. Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым. Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым. Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать. Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать. Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым. Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым. Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным. Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным. Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным. Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным. Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя. Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя. Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место
«Важные мелочи» в воспитании ученицы: Слово, как и зерно может упасть на камень и засохнуть, или в пустыню, или в заросли терна, где задохнется и сгниет. А надо, чтобы зерно разумнее было брошено в удобренную почву. Почва для «сеяния разумного, доброго» создается, если не игнорировать «важные мелочи» в воспитании.
Оценивать не личность, а поступки. Оценивать не личность, а поступки. Не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать самим с собой. Не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать самим с собой. Никого не выделять, ко всем относиться одинаково. Никого не выделять, ко всем относиться одинаково. Не навешивать ярлыков и кличек, ибо все дети хотят одного: быть замеченными и любимыми. Не навешивать ярлыков и кличек, ибо все дети хотят одного: быть замеченными и любимыми. Создавать ситуации успеха в обучении и воспитании. Создавать ситуации успеха в обучении и воспитании. Выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи. Выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи. Не делить детей на хороших и плохих. Не делить детей на хороших и плохих. Хвалить при всех, а делать замечания наедине. Хвалить при всех, а делать замечания наедине. Создать детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Создать детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Способность поставить себя на место ребенка. Способность поставить себя на место ребенка. Входить в класс с улыбкой. Ведь улыбка ничего не стоит, а много дает. Входить в класс с улыбкой. Ведь улыбка ничего не стоит, а много дает. Просьба – вместо требования и приказа. Просьба – вместо требования и приказа. Убеждение – вместо агрессивного словесного воздействия. Убеждение – вместо агрессивного словесного воздействия. Организация – вместо жесткой дисциплины. Организация – вместо жесткой дисциплины. Компромисс – вместо конфронтации. Компромисс – вместо конфронтации. Поощрительный взгляд, теплое прикосновение, радостное восклицание. Поощрительный взгляд, теплое прикосновение, радостное восклицание. Фиксировать успехи, удачи и положительные поступки, а мелкие промахи, ошибки детей не замечать, игнорировать. Фиксировать успехи, удачи и положительные поступки, а мелкие промахи, ошибки детей не замечать, игнорировать.
Заключительное слово: Дети – это цветы жизни, которые дарят людям радость, и не надо забывать за ними ухаживать: поливать, рыхлить, прополоть. И мы обязаны своевременно удалять сорняки в душах наших детей. Без родительского света и тепла им очень плохо.
Использованная литература: Журнал «Классный руководитель» (2002 г., 7) Б.М. Бим – Бад. Мудрость воспитания Дюкина О.В. Дневник классного руководителя средней школы Журнал «Классный руководитель» (2005 г., 5) Садыкова Г.А. «Оценка уровня личностного роста учащегося» Журнал «Классный руководитель» (2005 г., 5) Толкачева Н.Р. «Программа изучения личности ученика» Журнал «Классный руководитель» (2008 г., 2) Федорова И. В. «Здоровая личность»
Содержание Введение. Обоснование актуальности программы. Введение. Обоснование актуальности программы. Цель программы. Цель программы. Задачи программы. Задачи программы. Характеристика на ученицу. Характеристика на ученицу. «Важные мелочи» в воспитании ученицы. «Важные мелочи» в воспитании ученицы. Предполагаемый результат. Предполагаемый результат. Методы и приемы воспитания и обучения. Методы и приемы воспитания и обучения. «Верные спутники» воспитания и обучения. «Верные спутники» воспитания и обучения. Десять ошибок воспитания. Десять ошибок воспитания. Заповеди воспитания. Заповеди воспитания. Памятка родителям. Памятка родителям. Заключительное слово. Заключительное слово. Использованная литература. Использованная литература.