Школа первоклассных родителей. Основы общения с ребенком.
Открытия в психологии: Стиль общения определяет развитие ребенка. Конструкции общения формируют психику ребенка, а значит влияют на его судьбу. Проблема ребенка – всегда, как результат неправильного стиля общения с ребенком. Конструкции родительского взаимодействия запечатлеваются в психике детей на бессознательном уровне и передаются из поколения в поколение.
Что делать, чтобы не возникало проблем с ребенком? 1. Понимать его нужды и потребности. 2. Знать законы роста и развития. 3. Строить личностно центрированное общение с ребенком.
ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ПО А.МАСЛОУ.) САМОАКТУЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: ГАРМОНИЯ, КРАСОТА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ЗНАТЬ,УМЕТЬ, ПОНИМАТЬ ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ: ОДОБРЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЯЗАННОСТИ: БЫТЬ ПРИЗНАНЫМ И ПРИНЯТЫМ ЛЮДЬМИ ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ: ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЁННЫМ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: ГОЛОД, ЖАЖДА и др.
Потребность в любви, нужности другому - фундаментальная потребность человека. Необходимое условие для нормального развития ребенка. Потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам нужен, дорог, любим, он просто хороший. Такое сообщение содержится в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, словах. Вирджиния Сатир: четыре объятия, чтобы выжить, восемь объятий, чтобы нормально развиваться. (Приведите примеры таких слов )
Отправная точка общения с ребенком – безусловное принятие или безоценочная коммуникация. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д., а просто за то, что он есть!
Безусловное принятие необходимо ребенку, так же как свет для растения. Если безусловное принятие отсутствует или его недостаточно то у ребенка появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, нервно- психические заболевания.
Причины, мешающие родителям, безусловно принимать ребенка: Настрой «на воспитание», сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Незапланированный ребенок. Мечтали о девочке, а родился мальчик. Стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты. Желание доказать свою крайнюю необходимость, незаменимость. Желание показать какую «тяжесть бремени» приходится нести. Непроизвольное копирование стиля своих родителей.
Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должен на него сердиться? Нет не значит. Копить свои негативные чувства нельзя их надо выражать, но особым образом. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. В начале налаживаются добрые отношения, а потом дисциплина.
1. ЕСЛИ МЫ ОБВИНЯЕМ, ТО РЕБЕНОК ВЫНУЖДЕН ОБОРОНЯТЬСЯ. 2. ЕСЛИ МЫ КОНСТАТИРУЕМ ФАКТ («ИГРУШКА СЛОМАЛАСЬ», «МОЛОКО ПРОЛИЛОСЬ» У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ ВЫБОР. 3.ЕСЛИ МЫ ОЦЕНИВАЕМ, ТО ЗАГОНЯЕМ РЕБЕНКА В ЛОВУШКУ (ЛОВУШКА-РОЛЬ, НАЗЫВАЕТСЯ «ТУПИЦА» ИЛИ «ГЕНИЙ»). 4.ЕСЛИ МЫ НАЗЫВАЕМ ТО,ЧТО ВИДИМ И СЛЫШИМ, МЫ ОТКРЫВАЕМ ПЕРСПЕКТИВУ РОСТА.
Домашнее задание. В течении дня или нескольких дней подсчитайте сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько с отрицательными. Когда ребенок приходит домой покажите ему, как вы очень рады ему. Обнимайте вашего ребенка не мене четырех раз в день. Выполняя задания обратите внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.