"Состояние нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства в России. Необходимость разработки регионального законодательства в области государственно-частного партнерства" Председатель Подкомитета по развитию ГЧП Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, депутат Х.М.Салихов Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 1
Экспертный совет по законодательству о ГЧП комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству 2
1. Совершенствование федерального концессионного и неконцессионного законодательства; 2. Содействие в развитии регионального законодательства; 3. Развитие практики ГЧП на федеральном уровне и в регионах. 3
указание на необязательность типовых концессионных соглашений; исключение запрета на залог прав концессионера по концессионному соглашению; исключение запрета на замену концессионера до ввода объекта в эксплуатацию; указание на возможность передачи споров в международные арбитражи за рубежом; расширение критериев концессионного конкурса (установление открытого перечня). 4
Вопросы конкурсных процедур по проектам ГЧП: создание регулирования конкурсов по проектам ГЧП – сейчас специальные конкурсные процедуры предусмотрены только для концессий; иные проекты могут подпадать под Закон о размещении заказов 94-ФЗ; унификация конкурсов в связи с предоставлением природных объектов (земли, недр, лесов, вод) с инвестиционным законодательством. 5
совершенствование бюджетного законодательства; адаптация гражданского законодательства к проектам ГЧП - концептуальная возможность заключения прямых соглашений с банками, уточнение регулирования условных сделок с финансовыми инструментами, перемены лиц в обязательстве, строительного подряда; совершенствование налогового законодательства - исключение возможности начисления НДС на передачу объектов от государственного сектора частному и обратно и непризнание некоторых платежей инвестору доходом в контексте налога на прибыль. 6
широкая договорная база проектов ГЧП, включающая прямые соглашения с банками и подрядчиками; обилие форм ГЧП (включая типичные для мировой практики BOOT, ROOT, O&M и т.п.); возможность использования различных механизмов финансирования и способов обеспечения по проектам; возможность прямого контроля государства над проектами в случае экстренной необходимости; защита инвестора на случай досрочного прекращения проекта (в том числе компенсационные выплаты); гибкие конкурсные процедуры, включающие возможность переговоров после определения победителя. 7
Экспертная и разъяснительная работа, подготовка методических рекомендаций для реализации проектов; Роль экспертных советов и круглых столов; Роль институтов развития, включая ВЭБ; Необходимость тщательной и квалифицированной подготовки проектов ГЧП перед выпуском проектов на конкурс. 8
Создание четкой иерархичной системы законодательства о ГЧП на федеральном уровне; Содействие в создании гармонизирующих между собой региональных систем законодательства о ГЧП; Создание необходимых предпосылок и обеспечение правильного применения новых норм. 9
9 Председатель Подкомитета по развитию ГЧП Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, депутат Х.М.Салихов