« Не позволяй душе лениться!» Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Николай Заболоцкий Весной повис – Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал.
Что мы сегодня будем изучать? Какие знания нам сегодня пригодятся? «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Плод – орган защиты и расселения семян Тема урока: Цель: Познакомиться со строением плода, многообразием плодов, способами распространения плодов и их ролью.
Образование плода Вопрос 1Из какой части цветка образуется плод? Вопрос 2 Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? 1 2
Работа в группах На какие группы вы можете разделить эти плоды? По каким принципам классифицировали плоды? (используем рисунок 40.5 стр. 139)
Классификация плодов Плоды Количество семян Тип околоплодника Способ образования
Яблоко Яблоко – сочный многосемянной плод, в его образовании, кроме завязи, участвуют нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе, семена лежат в пленчатых сухих камерах.
Померанец Померанец образован разросшимся околоплодником, поделенным на дольки, в которых находятся семена.
Тыквина Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.
Ягода Ягода – сочный многосемянной плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей.
Костянка Костянка – сочный односемянный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.
Коробочка Коробочка – сухой многосемянной плод с открывающейся крышечкой или отверстиями.
Стручок Стручок – сухой многосемянной плод, состоит из двух створок с перегородкой, семена прикрепляются к перегородке.
Боб Боб – сухой многосемянной плод, состоящий из двух створок, к которым прикрепляются семена.
Крылатка Крылатка – сухой односемянный плод. Околоплодник имеет выросты.
Желудь Желудь – сухой односемянный плод. Околоплодник у него кожистый, в основании расположена плюска из сросшихся прицветников.
Орех Орех – сухой односемянный плод с деревянистым околоплодником.
Зерновка Зерновка – сухой односемянный плод, пленчатый околоплодник которого срастается с семенной кожурой единственного семени.
Семянка Семянка – сухой односемянный плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Соплодие Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое.
Многокостянка Многокостянка – сочный односемянный плод, на белом коническом сухом цветоложе которого расположены многочисленные костянки.
Лабораторная работа Тема: Определение видов плодов Цель: научиться определять виды плодов.
Физкультминутка
Способы распространения плодов и семян Как распространяются плоды и семена?
Распространение плодов и семян Способы ВодойВетромРазбрасываниеЖивотными
Распространение водой
Распространение с помощью ветра
Распространение с помощью животных Семена На наружных покровах В системе пищеварения Заготовка впрок
Перенос на наружных покровах
Расцветаю всюду смело, И порой бывает так, Что вцеплюсь я озверело Даже в самых злых собак.
Перенос на наружных покровах С названьем простым и тревожным, зовущим за отчий порог, невзрачный цветок – подорожник растёт у российских дорог. (В. Миронов)
Распространение разбрасыванием
Способы распространения плодов и семян Выбери способ распространения плодов и семян: ветер, вода, животные. Признаки семянСпособ Плоды имеют сочную мякоть Плоды имеют перистые волоски Плоды мелкие Плоды имеют крючки Плоды имеют воздушные полости животные ветер животные вода
Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнским растениями? «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Ответ: Плод образуется на месте цветка. Плоды нужны для распространения семян.
«Дерево знаний» «Красные яблоки уже созрели» - они висят высоко, сорвать их тяжело – вопросы на них самые трудные. «желтые яблоки» - висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче. «Зеленые яблоки» - висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.
Домашнее задание: Параграф – 40. Задачи 40.10; 40.11и 40.2 из практикума. Подготовиться к проверочной работе по заданиям – из практикума.
Рефлексия Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке? Что было самым трудным на уроке?
Вопросы для закрепления 1.Какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян? 2.Какие приспособления имеются у плодов, распространяемых ветром и водой? 3.Какие плоды и семена распространяются ветром, а какие – водой? 4.Какие приспособления помогают распространять плоды и семена с помощью животных, человека? 5.Какие приспособления помогают растениям самостоятельно рассеивать свои плоды и семена? 6.Почему семя кувшинки плавает, а горох тонет в воде?