МОУ «Сосновская основная общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики ПРОЕКТ Разработчик проекта: Разработчик проекта: Федотова Ирина Петровна Федотова Ирина Петровна заместитель директора по УВР заместитель директора по УВР Васькино 2007 Васькино 2007
Семья и школа навстречу друг другу «… мне хочется сказать несколько слов о « вечной», но, тем не менее, всех волнующей теме – о взаимоотношениях семьи и школы. «… мне хочется сказать несколько слов о « вечной», но, тем не менее, всех волнующей теме – о взаимоотношениях семьи и школы. Когда случается, что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все- таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. Когда случается, что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все- таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. … так вот, когда мы находим у ребят те или иные недостатки, школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Это союзники, а не конкуренты. Пусть они всегда идут навстречу друг другу…» … так вот, когда мы находим у ребят те или иные недостатки, школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Это союзники, а не конкуренты. Пусть они всегда идут навстречу друг другу…» Кассиль Л.А. Кассиль Л.А.
Причины и факты Незаинтересованность родителей Непрофессиональность учителя Некорректное поведение учителя 30% родителей испытывают дискомфорт на собраниях Лишь 60% родителей в начальном звене и 40% в старшем звене посещают родительские собрания 80% классных руководителей проводят собрания по традиционной форме 65 % родителей участвуют на совместных мероприятиях
Проблема: низкая активность родителей в совместной деятельности со школой Цель проекта: повысить активность родителей в участии в воспитательной деятельности школы
Задачи проекта: Подготовить учителей к работе с родителями. Подготовить учителей к работе с родителями. Заинтересовать и вовлечь родителей и учителей в школьные мероприятия Заинтересовать и вовлечь родителей и учителей в школьные мероприятия Создать позитивную связь: Создать позитивную связь: школа – ребенок - семья школа – ребенок - семья
Основные этапы развития проекта: І. Подготовительный этап (август – сентябрь) ІІ. Основной этап (октябрь- май) ІІІ. Заключительный этап (конец мая) Предлагаемый срок реализации проекта: 1 учебный год
Конкретные мероприятия по реализации І этапа проекта Наименование мероприятия Срок исполне- ния исполне- нияОтветственныеПримечание Подготовительный этап: Выступление на педагогическом совете и создание команды. Выступление на педагогическом совете и создание команды. Сбор информации: Сбор информации: 1. Анализ школьной документации; 2. Анкетирование участников целевых групп; 2. Анкетирование участников целевых групп; 3. Число родителей посещающих школьные собрания; 4. Число родителей, посещающих классные собрания; 5. Число родителей, участвующих в школьных мероприятиях; 6. Число родителей, приходивших обсудить интересующие их вопросы с учителями (классными руководителями, учителями – предметниками) 7. Число родителей, обратившихся за консультациями к школьному психологу. 8. Число родителей, принимавших участие в работах по уборке школы 9. Количество случаев посещения учителями родителей учеников, не связанных с проделками и неуспеваемостью детей. 10. Общее количество действий, в которых приняли участие ученики, их родители и учителя. Сбор идей по улучшению сотрудничества и взаимоотношений ( школьный «почтовый ящик») Сбор идей по улучшению сотрудничества и взаимоотношений ( школьный «почтовый ящик») Дискуссия «Как способствовать сотрудничеству школы и семьи; Дискуссия «Как способствовать сотрудничеству школы и семьи; Курсы для учителей Курсы для учителей август- сентябрь Администрация школы, классные руководители. Разрабатывается проект и распределяются задачи
Конкретные мероприятия по реализации ІІ этапа проекта: Наименование мероприятий Наименование мероприятийСрок исполне- ния исполне- нияОтветственныеПримечание Основной этап: Организация консалтинговой службы для учащихся, родителей, учителей. Организация консалтинговой службы для учащихся, родителей, учителей. Организация просветительской работы с родителями по вопросам воспитания, обучения, психологии Организация просветительской работы с родителями по вопросам воспитания, обучения, психологии Организация посещения родителей на дому Организация посещения родителей на дому Октябрь – май В течении учебного года Администрация школы, классные руководители, психологи, педагоги, инспектора по делам несовершенноле тних Классныеруководители Выступления на родительских собраниях с докладами: Инспекторов по делам несовершеннолетних; Инспекторов по делам несовершеннолетних; Медицинских работников; Медицинских работников; Психологов (проведение деловых игр, Психологов (проведение деловых игр, собраний- практикумов) Педагогов Педагогов С целью ознакомления с жилищно – бытовыми условиями учащихся, атмосферы общения между членами семьи, с психологической обстановкой семьи, регулярно посещать родителей на дому, завести журнал посещения
Конкретные мероприятия по реализации ІІ этапа проекта: Наименование мероприятий Наименование мероприятийСрок исполне- ния исполне- нияОтветственныеПримечание Основной этап: Мероприятия объединяющие детей, родителей, учителей; Мероприятия объединяющие детей, родителей, учителей; Активизация работы родительского комитета; Активизация работы родительского комитета; В течении учебного года Администрация школы, классные руководители, родительский комитет Администрация, классные руководители, родительский комитет Провести следующие мероприятия: - Новогодние представления; - Традиционный концерт для мам, посвященный 8 Марта и Дню Матери; - КВН и соревнования ко Дню Защитников Отечества с папами; - экскурсии и походы; -Спортивные соревнования «Папа, мама и я спортивная семья»,«Веселые старты», День здоровья; - Обучающие тренинги; Помогать в проведении общешкольных мероприятий, организовывать новогодние подарки.
Конкретные мероприятия по реализации ІІІ этапа проекта: Наименование мероприятий Наименование мероприятийСрок испоне- ния испоне- нияОтветственныеПримечание Заключительный этап: Анализ школьной документации. Анализ школьной документации. Анкетирование учителей, родителей и школьников; Анкетирование учителей, родителей и школьников; Те же индикаторы, что и перед началом проекта; а также дополнительно: Те же индикаторы, что и перед началом проекта; а также дополнительно: Число учеников, которым нравятся совместные действия и мероприятия с родителями ( опрос отдельно о каждом) Число учеников, которым нравятся совместные действия и мероприятия с родителями ( опрос отдельно о каждом) Публичная отчетность общественных объединений перед участниками образовательного процесса Публичная отчетность общественных объединений перед участниками образовательного процесса Оценка проекта Оценка проекта Подготовка к новому учебному году Подготовка к новому учебному году После реализации проекта Ежегодно в конце учебного года Ежегодно в конце учебного годаМай Июль- август Администрация школы, классные руководители, родительский комитет Попечительский совет, родительский комитет, ученическое самоуправление Администрация школы,, родительский комитет Общественные объединения микросоциума школы должны выступить с творческим отчетом по итогом учебного года, а также в виде: Выставки- ярмарки детского творчества; Выставки- ярмарки детского творчества; Открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках предметных недель; Открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках предметных недель; Дня открытых дверей; Дня открытых дверей;
Планируемый результат Планируемый результат 60% классных руководителей применяют инновационные технологии при проведении родительских собраний и совместных мероприятий; 60% классных руководителей применяют инновационные технологии при проведении родительских собраний и совместных мероприятий; 85% родителей стали систематически посещать родительские собрания; 85% родителей стали систематически посещать родительские собрания; 90% родителей активно участвуют в совместных мероприятиях, проводимых в классе; 90% родителей активно участвуют в совместных мероприятиях, проводимых в классе;