ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и последующее усвоение языка – грамматики и связной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин
задачи цель Научить ребенка слушать и слышать, развить, усовершенствовать речевые навыки Подобрать дидактические игры и упражнения в нескольких вариантах и с усложнением. Изучить методическую литературу по данному вопросу Изготовить наглядный материал для дидактических игр и пособия. Определить приемы формирования фонематического восприятия при помощи дидактических игр.
Ожидаемые результаты Уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка. Осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи Подбирать слова на заданный звук Выделять первый и последний звук в словах Определять местоположение звуков в слове и развивать навыки звукового анализа и синтеза
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПЕДАГОГАМИ С РОДИТЕЛЯМИ
Узнавание неречевых звуков «Где позвонили» «Скажи что звучит» «Встречайте гостей» Скажи «Что слышишь» «Запомни слова» «Кто что услышит» ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Развитие высоты, силы, тембра голоса «Угадай кто мама» «Эхо» «Далеко- близко» «Угадай чей голос» «Улови шепот» «Кто как кричит»
Различение слов близких по звуковому составу «Сходно ли звучат слова» «Найди себе пару» «Так ли это звучит» «Подскажи словечко»
Дифференциация слогов «Найди отличие» «Что лишнее» «Будь внимателен» «Отстучи слоги»
Дифференциация фонем «Рыболов» «Что где живет» «Звуковые домики» «Угадай слово»
Развитие навыков звукового анализа «Отхлопай слова» «Сколько звуков – столько кружков» «Кто где живет?»(гласные, согласные звуки) «Определи последний звук»
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ теоретические практические 1.Совещание логопеда и воспитателя по итогам обследования детей, выявления уровня их развития. 2.Знакомство воспитателей с индивидуальным планом коррекционного воздействия. 3.Изучение новинок методической литературы по теме 4.Работа по разработке тематических планов конспектов- занятий по проблеме. 1.Семинары- практикумы. 2.Консультации. 3.Практические занятия с использованием игр и упражнений. 4.Изготовление наглядных пособий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Участие родителей в фронтальных и индивидуальных занятиях. Семинары- практикумы Родительские собрания Индивидуальные беседы с родителями с целью уточнения анамнестических данных. Информационное пространство- знакомство родителей с задачами текущего периода Участие родителей в изготовлении наглядных пособий Игры- викторины, КВНы с участием родителей
диагностика Обследование фонематического слуха, навыков звукового анализа. Я. В. Кузнецовой
Заключение Итак, в формировании фонематического восприятия у детей большая роль отводится дидактическим играм и упражнениям в разных вариантах. Благодаря совместной работе логопеда, педагогов, родителей был подобран практический материал, изготовлены наглядные пособия, что являлось благодатной почвой для развития фонематического восприятия. Дидактические игры использовали на фронтальных и индивидуальных занятиях. В результате, к концу учебного года многие дети научились: Контролировать свое произношение и исправлять его; Сравнивать речь окружающих с собственной; Выделять звуки из состава слова; Выработались навыки элементарного звукового анализа. Дидактические игры по формированию фонематического слуха помогут детям научится слышать окружающий мир, развивать речь и послужит подготовкой для успешного обучения в школе.