Изучение жизни и творчества К.В.Иванова в русскоязычной школе Из опыта работы учителя чувашского языка и литературы МОУ «Атлашевская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики Чувашской Республики Васильевой Людмилы Михайловны
Темы уроков Жизненный и творческий путь творческий путьКонстантинаВасильевичаИванова. Личность поэта. Литературноеосмыслениефольклора. Поэма «Нарспи» К.В.Иванова. Вечная Вечнаяфилософскаяпроблема:человеческаяличность,гуманизм, добро и зло, Соотношение материальных и материальных идуховныхценностей.Поэтичность женского образа. Национально-художественное видение мира, слияние двух эстетических эстетических систем – народной и авторско- и авторско-личностной 1 урок 2 урок 3 урок
Обучающая цель 1.Ознакомить с творческим и жизненным путем классика чувашской литературы. 2. Научить обучающихся пользоваться дополнительной литературой. Расширить круг чтения старшеклассников. 3. Выделить периоды в творчества поэта и научить составлять синхронную таблицу по творчеству поэта. 1. Развить умение давать характеристику положительных и отрицательных героев в поэме «Нарспи». 2. Определить философскую проблему добра и зла. 3. Выделить жанровые особенности: лирическое отступление, сюжет, композицию, художественную деталь. Дать почувствовать гармонию богатства природы с творением человека. 1 урок 2 урок 3 урок
Воспитательная цель Научить осознать человеческие ценности национальной самобытности в лучших образцах творчества чувашских поэтов начала XX века. Обратить внимание учащихся на формирование свободомыслящую личность, трудолюбие, доброжелательность. Расширить кругозор учащихся, чтобы они интересовались корнями малой Родины, развить познавательность учащихся. 1 урок 2 урок 3 урок
Развивающая цель Дать почувствовать гармонию богатства природы с творением человека. Раскрыть мировоззрение чувашского народа, обряды, обычаи, быт; раскрыть индивидуальную самобытность поэта. Заинтересовать учащихся, пробудить чувства учащихся и привить любовь к произведениям К.Иванова. 1 урок 2 урок 3 урок
Методы Речь учителя Вопросы- ответы Беседа (вопрос – ответ) Сообщение учащихся о балладе «Железная мялка», о сказке «Две дочери». дочери». Фронтальный опрос Работа с картой Просмотр слайдов Устное закрепление Письменное закрепление Словарная работа Коллективная работа учителя с классом Информация о домашнем заданииВопросы-ответы Разговорная речь Фронтальный опрос Выразительное чтение Комментированное чтение Беседа (вопрос – ответ) Сообщение учащихся по синхронной таблице биографии К.Иванова Работа с учебником. Чтение в слух. Чтение по цепочке в слух. Чтение по цепочке Рассматривание картин с целью лучшего усвоения Материала. Работа с текстом, анализ отдельных строф Комментированное чтение, анализ перевода отдельных анализ перевода отдельных строф с чувашского на Русский. Устное закрепление Речь учителя Вопросы - ответы Сообщение учащихся Беседа (вопрос – ответ) Выразительное чтение Комментированное чтение Словарная работа Фронтальный опрос Устное закрепление Письменное закрепление Рассматривание картин Информация о домашнем задании задании 1 урок 2 урок3 урок
Активизация речевой деятельности Сообщение материала с опорными схемами для памяти Художественноерассказывание Создавать словесную характеристику характеристикупрочитанногоХудожественноерассказываниеТезисноеконспектирование из выступлений из выступленийобучающихсяПодтверждение своей позиции цитированиемЛексическое толкование слов Раскрытиеиндивидуального стиля поэта Формирование логического мышления учащихся Ответы – рассуждения в полном предложении в полном предложении (развитие связной речи). Первичное закрепление материала частичными выводамиФормулирование ключевых тезисов по обсуждаемой проблеме Использование языковых богатств русской и чувашской речи 1 урок 2 урок3 урок
Выводы Что узнали сегодня нового? У кого учился К.Иванов? У кого учился К.Иванов? По синхронной таблице находить и выделить кульминационные периоды в творчестве К.Иванова и его учебу у русских и зарубежных классиков (Г.Гейне, К.Бальмонта, М.Лермонтова, А.Кольцова, Н.Некрасова, Л.Толстого, Н.Огарева, А.Майкова, М.Горького). В произведениях К.Иванова проявляется серьезное отношение серьезное отношение поэта к главной проблеме той эпохи –трагическому конфликту между конфликту между богатством и бедностью. богатством и бедностью. Гуманизм не может реализоваться, пока существует несправедливость и неравенство людей в обществе. Проблема эпохи начала XX века: сложность подъема личного достоинства и чести человека в обществе, достижения в обществе, достижения гражданского равноправия бедных с богатыми, в частности – утверждение их прав на свободное счастье. Идея поэмы «Нарспи» заключается в выражении необходимости борьбы человека с собственными недостатками, собственными недостатками, а не только бесчеловечными законами общества. Идеал поэта заключается в страстном желании гармонии человеческой жизни и законов общественного мира. В поэме Нарспи легко выделяеются два мировидения – мифологическое создание и художественное. Причем художественное создание есть результат расщепления результат расщепления мифологического. Идеализация чувашской деревни, доведенная до абсолюта, должна привести до абсолюта, должна привести автора к восприятию селения в аспекте автора к восприятию селения в аспекте мотива эдема, для когорого характерны темы – рай как сад, рай как город, рай как небеса. (Аверинцев). В усеченном виде все эти темы Художественно обыграны автором. Человек тоже частица природы. Но у него велики возможности самого разумного существа. Всё создано руками человека: обычаи, праздники и нравы. Но он покорён страстью к и нравы. Но он покорён страстью к деньгам и вину. Таково духовное деньгам и вину. Таково духовное состояние автора и главного героя. состояние автора и главного героя. Необычно трудна борьба против у стоев старой морали, борьба требует действие не одиночек, а масс. действие не одиночек, а масс. 1 урок 2 урок3 урок