Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
губы округлены и выдвинуты вперед ; зубы сомкнуты, либо сближены ; кончик языка поднят к передней части неба ( у альвеол ), но не прижат ; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам ; теплая воздушная струя выдыхается по середине языка ; звук [ Ш ] произносится без голоса - глухой ; звук [ Ж ] произносится с голосом - звонкий.
Язычок погладим ласково губами, А затем постукаем бережно губами ( пя - пя - пя ) Язычок погладим ласково губами, Нежно покусаем мы его зубами ( тя - тя - тя ) И опять погладим ласково зубами, А потом похлопаем бережно губами И в конце погладим ласково губами Выполнение: Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ носите « тя - тя - тя » в течение 510 секунд. Затем по шлепайте язык губами, произнося « пя - пя - пя » в те чение 510 секунд.
Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Выполнение: Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом : пя - пя - пя.
Эх, раз ! Еще раз ! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим. Выполнение: Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка : 1) кончик языка за верхними резцами ; 2) кончик языка за нижними резцами ( кончик языка на верхней губе – на нижней губе ). Двигается только язык, а не подбородок !
У дорожки на опушке кто стоит среди травы ? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы ? Выполнение: Открываем рот широко, язычок присасываем к нёбу, как перед щелчком. Подъязычная связка должна натянуться ( по форме язычок становится похож на грибок ). Удерживаем язычок в таком положении под счет до 10. Выполняем 5 6 раз.
Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд - назад – Наш маляр работе рад. Выполнение: Кончиком языка гладить нёбо, начиная от верхних зубов.
Язык широкий положи, Его края приподними – Получилась чашечка. В рот её ты занеси И края к зубам прижми. Выполнение: Рот открываем широко, сначала язычок сделаем широким, как « лопаточка », затем широким язычком потянемся к верхним зубам, но не касаемся их. Язычок стал похож на чашку. Удерживаем язычок в таком положении под счет до 5. Выполним упражнение 6 8 раз.
Ох, какое объеденье ! Очень вкусное варенье ! Язык широкий положи И края приподними. Оближем верхнюю губу Варенье очень я люблю. Всем на удивление Вкусное варенье. Кто любит варенье, Делает движение Губу оближи, Язычок покажи. Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг - понга, импровизированные ворота. Данное упражнение можно делать лёжа на полу, на животе, или сидя за столом. Выполнение: Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.
Оборудование. Ватный шарик или перышко. Выполнение: Кладём на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, теперь приоткрыв рот, поднимаем широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и дуем на ватку. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.