Работа учителя физики. Исмагилов Шевкет Шарифзянович. Шемуршинский район.
Методическая разработка. Исследовательская работа по физике-один из способов активизации мышления учащихся.
Актуальность темы: Современному человеку, работающему в производстве предъявляются требования профессиональной мобильности- способности быстро обновлять и даже менять свою квалификацию. Именно поэтому задача развития мышления учащихся, их творческих способностей и умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к объяснению явлений, устройства и действия технических объектов, решению разного рода практических задач- одна из актуальных задач современной школы.
Цель работы: Формирование познавательного интереса к физике- одной из основных наук, с которой связан научно- технический прогресс.
Исследовательская работа. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы, сбор собственного материала, его анализа и собственные выводы.
Мотивация учения. Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн пишет: «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать…Для того чтобы он(мыслительный процесс) вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать»
Условия проведения исследования: 1. Создать соответствующую мотивацию. 2. Поставить понятную и посильную цель. 3. Определить формы работы школьника. 4. Работа должна носить характер системности. 5. Работа должна носить характер планомерности. 6. Обработка полученных результатов и сделать вывод.
Требования к содержанию заданий исследовательской работы: 1. Прямо связанные с учебной программой. 2. Разнообразны по содержанию и форме. 3. Интересными по замыслу. 4. Должны способствовать раскрытию физических основ наблюдаемых явлений и процессов. 5. Формировать элементарные навыки научного труда. 6. Воздействовать на чувства детей, обогащать их яркими впечатлениями.
Этапы исследовательской работы: На первом этапе- организационно- подготовительном- выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. На втором этапе- происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Третий этап- непосредственная работа над работой.
Тематика исследовательских работ : 8 класс. 1.Определение удельного сопротивления некоторых жидкостей. 2. Использование энергии ветра для обогрева почвы в теплицах и парниках. 9 класс. 1. Изучение законов сухого трения. 2. Удивительные свойства ультразвука. 10 класс. 1. Измерение роста кристалла. 2. Исследование зависимости поверхностного натяжения воды. 11 класс. 1. Исследование влияния электрического и магнитного полей на посевные качества семян, на рост, развитие и урожай растений. 2. Исследование зависимости кпд солнечной батарей от электрического сопротивления нагрузки.
Тема работы « Удивительные свойства ультразвука и как сделать УЗ паяльник.» Цель работы : Изучить при помощи демонстрационной установки свойства УЗ, исследовать некоторые его зависимости и изготовить ультразвуковой паяльник. Примерное содержание работы. Исторические сведения о звуке и ультразвуке. Знакомство со свойствами УЗ. Эффекты, вызываемые ультразвуком: а) капиллярный эффект б)кавитация в) механические эффекты г) биологические эффекты д) электрические эффекты 4. Демонстрационная работа на основе УЗ генератора. 5. Исследовательская часть работы: а) исследование зависимости высоты жидкости в капилляре от частоты УЗ. б) исследование зависимости сопротивления электролита от воздействия УЗ. в) зависимость коэффициента поверхностного натяжения жидкости от частоты УЗ. 6. Практическая работа. а) ультразвуковая обработка семян ( эту часть работы выполнять совместно с учителем биологии) б) определение мощности и интенсивности ультразвука калориметрическим методом. в) изготовление ультразвукового паяльника. Описание вышеизложенных работ можно найти в книге Маркосова « Изучение УЗ в курсе физики средней школы».
Значение исследовательской работы. 1.Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по физике. 2.Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся. 3. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач. 4. Развивает личностные качества ученика. 5. Влияет на выбор будущей професси учеников.