Образ деревни и отчего дома в литературе 20 векавека Выполнили : Моисеева Р.Е и Никифорова Л.В, ученицы 10 класса МОУ «Большевыльская СОШ»
Содержание 1 Актуальность проекта 2.Цели и задачи проекта 3. Вступление 4. Основная часть - « Разве можем мы забыть отчий дом, Родину?.. Они – в душе…» писал И.Бунин. -« Нет поэта без Родины …» - говорил С.Есенин. - Тема Родины не единственная в поэзии В.Набокова - Образ отчего дома в прозе В.Распутина - Ю. Скворцов «Ултк» - Н.Ильбеков «Черный хлеб» 5. Заключение
Актуальность проекта В последнее время всё больше становится Иванов, не помнящих своего родства: отток молодого поколения из деревень в большие города усилился с закрытием школ, культурных учреждений и больниц. Стареют, исчезают российские деревни, и это ведёт к ослаблению мощи России. Целевое назначение Данный проект имеет ознакомительный характер: знакомит с темой, с литературным наследием и заставляет задуматься о судьбе малой родины. Проект направлен на формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, на воспитание и сохранение обычаев и традиций своих предков.
« Разве можем мы забыть отчий дом, Родину?.. Они – в душе…» - писал И.Бунин. Иван Бунин вынужден был покинуть родину в 1922 году. Вечный странник, не имеющий своего угла, он никогда не порывал внутренних связей с Родиной, жил и творил с любовью к ней. О старинном дворянском доме в Орловской губернии вспоминает И.Бунин в стихотворении «Люблю цветные стёкла окон…» Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних лип, Звенящей люстры серый кокон И половиц прогнивших скрип г
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьется сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой!
« Нет поэта без Родины …» - говорил С.Есенин. В самом сердце России, под Рязанью, на высоком берегу реки Оки, привольно раскинулось село Константиново – Родина великого русского поэта Есенина. Своими корнями Есенин тесно связан с родным краем. Здесь он начинал познавать жизнь, здесь впервые, очарованный красотой родного и близкого, «душу вплеснул в слова»: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.
Деревянный дом поэта, обнесенный плетеной изгородью и выходящий тремя окнами на широкую улицу, стоит в самом центре села. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда…
«Вот опять я за родительским ужином. Снова вижу я старушку мать». Нежно любил поэт мать, Татьяну Федоровну Есенину, ей посвящал свои стихи: Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров... И на песни мои прольется Молоко твоих рыжих коров.
Тема Родины не единственная в поэзии В.Набокова, но в том, что для Набокова понятие Родины действительно самое главное, убедиться не трудно: десятки стихотворений уже в названии содержат такие слова, как Родина, Русь, Россия. Да и сами строки говорят об этом: Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках. Мы края не видели краше, а были во многих краях.……. Наш дом на чужбине случайной, где мирен изгнанника сон, как ветром, как морем, как тайной, Россией всегда окружен год
«Слепец, я руки простираю, и всё земное осязаю. Через тебя, страна моя. Вот почему так счастлив я ». Рождествено. Усадьба Набоковых
Образ отчего дома в прозе Отчий дом – духовная обитель, где берет силы каждый человек, где тебя всегда ждут… О судьбе деревни, о домах в деревне пишет и В.Распутин. Он признается: «Я пишу о деревне, потому что я вырос там, она вскормила меня, и рассказать правду о ней теперь мой долг». Его долг - повесть «Прощание с Матерой», в которой он поднимает проблему исчезновения деревень.
Образ, отчего дома – один из наиболее постоянных и значимых в произведениях русских, а так же чувашских поэтов и писателей. Юрий Скворцов «Ултк» «Ним те çыпăçтарман, хĕрелсе – якалса ларнă, тĕл-тĕл çурăлнă пĕренесем. Тикĕс мар урай, пĕр тĕлтен, ахăртнех, хĕлле тимĕр кăмака лартнă тĕлтен, кăштах çунса лупашкаланнăскер. Кăвакăн - симĕсĕн курăнакан чÿрече кантăкĕсем. Кĕтесе лартнă виçĕ пичуркаллă вырăсла кăмака, уçă тĕлтен занавескăпа карнăскер».
«Урамалла тухакан пĕчĕк чÿречесем иккĕш икĕ еннелле чалашнă та, пĕри урам урлă, тепри хăй умĕнчи тăпрас çинелле пăхать. Пÿртпе юнашар чăнкă пусмаллă крыльца пур, çуртне кура мар каçăрăлса тăрать: çÿллĕ, сарлака та чечен; кивĕ пÿрт çумĕнче вăл – çĕтĕк сăхман çине хаклă пустав татăкĕ лартса янă саплăк пек. Крыльца тăррине кĕтеслекен хăмасене чăвашла касса тĕрленĕ. Пусма айккипе чĕнтĕрленĕ карлăк анать. Чаплă крыльцапа юнашар çĕрĕшнĕ юпасенчен тыттарнă çил хапхи пур, вăл лаптак витнĕ лаççа тĕкĕнет. Лаçă умĕнче армак-чармак тараса каркаланса тăрать». Ильбеков Николай Филиппович «Черный хлеб»
«Мне вообще хочется, чтобы сельский человек, уйдя из деревни, ничего бы не потерял дорогого, что он обрел от традиционного воспитания, что он успел понять, что он успел полюбить; не потерял бы любовь к природе», - писал В.Шукшин.