ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать тогда, когда необходимые для него функции начали свой цикл созревания, но еще не завершили его; в связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению; обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать тогда, когда необходимые для него функции начали свой цикл созревания, но еще не завершили его; в связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению; для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, и даже не уровень сформированности учебных умений, таких как способность действовать по образцу, умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкции, умение оценивать работы – свою и других детей для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, и даже не уровень сформированности учебных умений, таких как способность действовать по образцу, умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкции, умение оценивать работы – свою и других детей
Психологическая готовность к школе интеллектуальная личностная мотивационная волевая социальная
Умственная готовность – достаточный уровень развития познавательных процессов уровень развития восприятия восприятия наглядно-образного и логического мышления наглядно-образного и логического мышления воображения воображения произвольного внимания произвольного внимания образной и смысловой памяти образной и смысловой памяти речи речи ориентировки в пространстве и во времени ориентировки в пространстве и во времени определенный запас знаний об окружающем мире определенный запас знаний об окружающем мире овладение ребенком некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач овладение ребенком некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач формирование предпосылок учебной деятельности формирование предпосылок учебной деятельности
Мотивационная готовность - предполагает сформированность определенных мотивов и позиции школьника Социальные мотивы связаны со стремлением дошкольника занять новую социальную позицию, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, с потребностью в общении с другими людьми, желанием получить их одобрительную оценку, с пониманием общественной значимости учения Внешние мотивы в них отражается внешняя привлекательность школьной жизни – школьных аксессуаров, смены обстановки Познавательный мотив выражено познавательное отношение ребенка к действительности (познавательный интерес)
внутренняя позиция школьника Полноценное ее формирование фиксирует у ребенка наличие: –положительного отношения к поступлению в школу; –проявления интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; –положительного отношения к школьной дисциплине, групповым занятиям, школьному способу оценки достижений, т.е. к отметке; –признания авторитета учителя
Волевая готовность умение устанавливать отношения между целью действия и мотивом умение устанавливать отношения между целью действия и мотивом сформированность мотива достижения цели сформированность мотива достижения цели сформированность соподчинения мотивов сформированность соподчинения мотивов готовность к произвольной организации познавательной деятельности готовность к произвольной организации познавательной деятельности формирование волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, выдержки, исполнительности, дисциплинированности, организованности и самостоятельности формирование волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, выдержки, исполнительности, дисциплинированности, организованности и самостоятельности
ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ (СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ) определенный уровень речевого общения, а именно внеситуативного общения (сформированность внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной форм общения)определенный уровень речевого общения, а именно внеситуативного общения (сформированность внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной форм общения) кооперативно-соревновательный тип общения со сверстникамикооперативно-соревновательный тип общения со сверстниками обобщенное, опосредствованное, объективное отношение ребенка к самому себеобобщенное, опосредствованное, объективное отношение ребенка к самому себе предпосылки рефлексиипредпосылки рефлексии