Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
Конструирование перехода процесса понимания в структурное оформленное описание Данная идеализация смысла позволяет осуществлять достаточно сложные типы работ с коммуникацией, но антропологически является недостаточной для решения исходно поставленной нами задачи – увеличить роль смысла в процессе становления человека
Понимание в мыследеятельности и задача воспроизводства данного процесса для обеспечения целостности МД. Понимание в МД обеспечивает сферу возможной экспансии данной мыследеятельностной формы на новые содержания. Позиционное действие знаковое описание Субъективация в деятельность Объективация в мышление Смысл Процессы понимания
Технологии понимающей работы Технологии понимающей работы – создание ситуаций понимания. Акт понимания – реконструкция способа – нормирование понимающей работы. Выделенные на данной базе способы понимающей работы: Выделение непонятного Полагание ранее ясного непонятным (неоднозначным) Опережающее понимание Схематизация понятого и разбор значения полученных схем Ограничение метода: технологическое применение средств самих по себе не провоцирует понимание. Преподавание литературы. Средства анализа. Пример с тропами, выделяемыми для анализа художественного произведения.
Создание ситуаций понимания и Текст Текст первичного понимания Текст уточненного понимания Вопрос, альтернативный вариант понимания и др. Функция удержания системы отношений ( ) Педагогическая позиция задания нормы в коммуникации Сопротивление текста Сопротивление коммуниканта Недостижение цели Несоответствие результата замыслу Постановка рамочной задачи Наличие у учащегося гипотетической ситуации приращения знаний как условие смыслообразования через план мышления. Наличие у учащегося направленности на достижение цели. Наличие у учащегося стремления отстоять свои представления в дискуссии с значимым другим.
схема смысла в понимании Т Т Мыслеформы/логики Нормы схемы Облако смысла знания требования Коммуникативные события Понимания процессы
Трансформация МД ситуации под воздействием смыслообразования Т Т Мыслеформы/логики Нормы схемы смысл знания требования Коммуникативные события Объективация позициирование субъективация
Втягивание в облако смысла трансформаций, возникших в МД ситуации при вхождении в нее Т Т Мыслеформы/логики Нормы схемы Облако смысла Смысл знания требования Коммуникативные события Процессы понимания
Способность к пониманию и построению смысла. Требование к осмысленности в образовательном процессе как принцип. Возрастные характеристики смыслообразования. Диагностика способности смыслообразования.