Департамент бюджетной политики 1 РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.Чебоксары, 9 августа 2007 г. Проблемы применения и перспективы развития бюджетного законодательства Российской Федерации Заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина России Светлана Владимировна Тюнина
Департамент бюджетной политики 2 Федеральные законы, устанавливающие разграничение полномочий и расходных обязательств между уровнями власти Расходны е обязатель ства ФЗ-184 (2003) ФЗ-131 (2003) ФЗ-199 (2004) ФЗ-199 (2005) ФЗ-258 (2006) Ежегодные законы (решения) о бюджете Бюджетный кодекс (120 ФЗ ) (законопроект ) ФЗ-122 (2004) Конституция
Департамент бюджетной политики 3 Законодательное разграничение расходных полномочий Дополнительные меры социальной поддержки Возможность софинансирован ия Закрепление расходных полномочий Расходные обязательства «Делегирование полномочий» Дополнительное использование собственных средств и ресурсов Автономия в расходах Сбалансированность бюджетов Разграничение доходов
Департамент бюджетной политики 4 Автономия в расходах « Не допускается включение в федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами госвласти субъекта РФ » Пункт 4 ст ФЗ «Федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов» Пункт 2 ст ФЗ «Расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований (по вопросам, отнесенным к их ведению), устанавливаются органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления самостоятельно» Пункт 2 ст.85 и ст.86 новой редакции БК РФ
Департамент бюджетной политики 5 Порядок передачи («делегирование») полномочий (федеральные законы 184-ФЗ и 131-ФЗ) Положение федерального закона (закона субъекта РФ) по вопросам «делегирования» полномочий Соглашение с детальным порядком «делегирования» Общий для всех субъектов (мун. обр.) Индивидуальный Участники: Российская Федерация - отдельный субъект РФ, отдельный субъект РФ - Российская Федерация, поселение - муниципальный район Постановление Правительства Российской Федерации (нормативный правовой акт субъекта РФ) о порядке осуществления «делегированного» полномочия ФФК (РФК) в законе о федеральном (регионально м) бюджете (субвенция) Участники: Российская Федерация - субъекты РФ, субъекты РФ - муниципальные образования постановление Правительства Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта РФ, муниципальный правовой акт Субвенция в законе о федеральном (региональном, местном) бюджете Субвенция в законе о бюджете субъекта РФ (решении о местном бюджете)
Департамент бюджетной политики 6 1. Множественность расходных полномочий 2. Разграничение понятий «полномочие» и «функция» 3. Возможность осуществления «делегирования» 4. Механизм «делегирования» расходных полномочий 5. Неоднозначность трактовании законодательства Проблемы законодательства по разграничению полномочий
Департамент бюджетной политики 7 Реализация расходных полномочий Нормативное регулирование (расходное обязательство) Обеспечение финансовыми средствами (бюджетное обязательство) Осуществление расходов (денежное обязательство) Расходные полномочия органов государственной власти/местного самоуправления Федеральные законы НПА субъектов РФ (МСУ) Закон (решение) о бюджете Исполнение закона (решения) о бюджете
Департамент бюджетной политики 8 Расходные обязательства Федеральные законы НПА субъектов РФ, МСУ Публичные Гражданско- правовые Действующие Принимаемые
Департамент бюджетной политики 9 Расходные обязательства: Действующие: социальные выплаты обслуживание долга государственные услуги и функции (содержание сети) утвержденные программы и проекты подтверждение (корректи- ровка) ассигнований Принимаемые: новые законы (изменения) новые решения новые программы и проекты принятие планирование новых ассиг- нований Проект бюджета
Департамент бюджетной политики 10 Переход к многолетнему бюджетированию в России
Департамент бюджетной политики 11 Прогноз социально-экономического развития Субъект РФ, муниципальный район, город. округ Поселение срок одобряется осуществляется на 3 года на очередной фин. год либо на 3 года порядок высший орган исполнительной власти, местная администрация местная администрация поселения либо местная администрация муниц. района - по соглашению высший орган исполнительной власти, местная администрация уполномоченный орган исполнительной власти, орган (должностное лицо) местной администрации
Департамент бюджетной политики 12 Показатели среднесрочного финансового плана доходы и расходы бюджета бюджетные ассигнования по главным распорядителям распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности МО нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты дефицит (профицит) бюджета верхний предел государственного (муниципального) долга доходы, расходы, дефицит бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
Департамент бюджетной политики 13 Новые подходы к формированию расходов на долгосрочные целевые программы Каждая утвержденная ДЦП – одно действующее расходное обязательство ДЦП утверждается не позднее 1 месяца до внесения проекта бюджета в законодательный (представительный) орган Срок - до 6 лет при трехлетнем бюджете и до 3-х лет при годовом бюджете (допускаются контракты на срок реализации) Поставка товаров для нужд других уровней власти в рамках ДЦП не допускается Ежегодная оценка эффективности ДЦП Допускаются субсидии в рамках ДЦП на софинансирование «сопряженных» программ других уровней власти
Департамент бюджетной политики 14 Бюджетные ассигнования из федерального бюджета в региональные и муниципальные объекты капитального строительства
Департамент бюджетной политики 15 Новое понимание ФАИП
Департамент бюджетной политики 16 Порядок и сроки составления проектов бюджетов Проект бюджета субъекта РФ Проект решения о местном бюджете Высший орган исполнительной власти субъекта РФ (МА) БК, законы субъектов РФ, муниц. прав. акты требования Порядок и сроки составления порядок рассмотрения и утверждения вступление в силу с 1 января Законодательный (представительн.) орган до 15 октября до 15 ноября
Департамент бюджетной политики 17 Новации в рассмотрении и утверждении бюджетов (1) Закон (решение) о бюджете Главные администраторы доходов Условно утверждаемые расходы (2,5%; 5%) Главные администраторы источников финансирования дефицита Использование новых неналоговых доходов устанавливает Публичные обязательства
Департамент бюджетной политики 18 Новации в рассмотрении и утверждении бюджетов (2) 1) - распределение межбюджетных трансфертов - 2 чтение 2) - распределение субсидий - на 3 года, - объем дотаций не менее утвержденных 3) - нераспределенный объем трансфертов Дотации (15%; 20%) Субсидии (5%; 10%) Субвенции (5%) 4) - нераспределенные виды трансфертов
Департамент бюджетной политики 19 Статус главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств
Департамент бюджетной политики 20 Бюджетные и автономные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения (поправки в Гражданский кодекс, принятые в 2006 г.); Особенности правового статуса бюджетных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом; Доходы от оказания бюджетным учреждением платных услуг учитываются в бюджете при планировании, утверждении, исполнении и отчетности Расходы бюджетного учреждения - в соответствии с бюджетной сметой, формируемой на основе государственного (муниципального) задания; Увязка доходов от платных услуг и объема бюджетной сметы - полномочие главного распорядителя бюджетных средств Новые положения вводятся в действие отдельным федеральным законом. До этого сохраняется действующий порядок использования бюджетными учреждениями «внебюджетных» доходов Особенности правового статуса бюджетных учреждений
Департамент бюджетной политики 21 Благодарю за внимание!!!