Проект Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка»
Цели: »Образовательные » 1)повысить грамотность учащихся на основе образного мышления; »Развивающие »2)активизировать основные виды памяти; »3)развивать критическое мышление у учащихся. »Воспитательные »1)научить самостоятельности, ответственности.
О методике Пиктография - вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм).
На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В «темных подземных залах» на стенах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали животных. Они были очень наблюдательны.
Пиктография детям Франко-голландский ученый Тимоти Инген-Хусца (Timothee Ingen-Housz), придумал интересную систему пиктографической письменности Elephant's Memory, название которой происходит от французской идиомы memoire d'elephant ("способность ничего не забывать"). Научиться писать с помощью этой системы очень просто и, кроме того, она предоставляет ряд замечательных возможностей. Сейчас Elephant's Memory распространяется на компакт-дисках и используется для развития речи и воображения у детей.
Функции рисунков в учебнике русского языка 1.Комментирование значений слов 2. Обеспечение употребления различных языковых единиц, обогащающих словарь 3.Служат зрительной опорой для понимания теории.
Работа по развитию речи на основе рисунков Этапы: Знакомство с грамматическими явлениями, словарная подготовка Творческое задание с использованием изобразительной наглядности Коллективная работа Прослушивание созданных миниатюр, их анализ
Пиктография развивает: Творческое воображение Наблюдательность Является средством нравственного и эстетического воспитания
Применение раздаточного изобразительного материала Целесообразно использовать на этапе закрепления материала, так как эти задания делают урок эмоционально насыщенным и в то же время полуфункциональным.
Пиктографический альбом Цель: повторение материала Составляется коллективно
Полезным оказалось рисование и при подготовке к выпускным изложениям в 9 классе. Ребята, которым сложно было воспринимать на слух читаемый текст (визуалисты) и те, кто не успевал записывать опорные слова рисовали. Одни изображали текст статично, другие в динамике (комиксы )
Применение рисунка с помощью ИКТ Рисунок зарекомендовал себя отличным помощником при создании обучающих и контролирующих программ, используемых на ПК. (Их можно скачать с Интернета).
Правило: В корнях пер/пир, мер/мир, дер/дир, стел/стил пишется И, если после корня стоит суффикс А.Это правило можно изобразить так: Знакомьтесь. Это ослик ИА. Здесь сочетание ИА выступает как единое сочетание
Правило: Под ударением в суффиксах существительных после шипящих и Ц, и в окончаниях прилагательных пишется О, без ударения- Е. Возможный рисунок
Правописание суффиксов ОВА/ЕВА и ЫВА\ИВА в глаголах. Правило: в глаголах пишется суффикс ОВА/ЕВА,когда он выпадает при постановке глагола в 1 лицо настоящее время. Например: командовать- командую, завидовать – завидую, обрадоваться- обрадуюсь. Когда при изменении суффикс не выпадает, то пишется ЫВА/ИВА. Например: обманывать- обманываю, разговаривать- разговариваю.
Предполагаемые результаты: Увеличение грамотности слабоуспевающих учеников Обучение самостоятельности Обогащение словаря и развитие орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков. Развитие у детей творческого воображения, наблюдательности.