Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 города Алзамая Ерошкина Елена Юрьевна
Этапы овладения обучающимися исследовательскими умениями и навыками 5 – 7 класс 5 – 7 класс Работа с научно-популярными изданиями, учебной литературой, участие в проектной деятельности: Работа с научно-популярными изданиями, учебной литературой, участие в проектной деятельности: русский язык в рисунках, стихах, сказках русский язык в рисунках, стихах, сказках
8 – 9 класс 8 – 9 класс Активизация становления сферы исследовательских интересов обучающихся, диагностика Активизация становления сферы исследовательских интересов обучающихся, диагностика
10 – 11 класс 10 – 11 класс Личностно-ориентированный характер исследования: Личностно-ориентированный характер исследования: выступления с собственными работами на научно-практических конференциях выступления с собственными работами на научно-практических конференциях
Системные подходы к формированию исследовательской компетенции обучающихся Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках Использование современных педагогических технологий Использование современных педагогических технологий Диагностика учебного процесса Диагностика учебного процесса Рефлексия Рефлексия
Формы уроков - исследований Творческий отчёт Творческий отчёт Защита идей Защита идей Ролевая игра Ролевая игра Семинар Семинар Урок «открытых мыслей» Урок «открытых мыслей» Конференция Конференция «Мой поэт» («Мой писатель») «Мой поэт» («Мой писатель») Уроки-исследования Уроки-исследования Практические и лабораторные работы Практические и лабораторные работы
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ НЕКРАСОВА Задание: Задание: На конкретном материале проследить особенности словоупотребления в лирике Некрасова На конкретном материале проследить особенности словоупотребления в лирике Некрасова Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на все ложится, Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон.
Части речи Слово и с/с Сфера употребления Ассоциативный образ Существи-тельноеВетеробщеупотребительное Движение, возможно хаотичное. Человек в ветреный день беспокоен. Многие любят ветер как силу, способную взбодрить. Стая туч "Хищное" движение (стая волков), массовость, отсутствие легкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности Край небес Простор, внезапно обрывающийся. Неизвестность, ждущая за краем, поэтому тревога. Край - остановка, возможно - пустота. Лес Сплетение ветвей, через которые невозможно пройти. Массивность, темнота, возможно опасность Ручей Легкость, красота. Стремительное движение, увлекающее за собой листок Обязательно красивый, но маленький, незащищенный. Можно не заметить и наступить. То, чему угрожает опасность
Выводы Анализ художественного словоупотребления показывает, что автор видит мир прежде всего в его вещном, предметном наполнении (16 существительных)Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребительное значение: таким образом он добивается, чтобы предметный мир, воссоздаваемый в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором думать, что этот привычный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство. Анализ художественного словоупотребления показывает, что автор видит мир прежде всего в его вещном, предметном наполнении (16 существительных)Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребительное значение: таким образом он добивается, чтобы предметный мир, воссоздаваемый в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором думать, что этот привычный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство. У Некрасова мало эпитетов, почти нет метафор. Частое использование контрастов. Быстрая смена планов изображения. У Некрасова мало эпитетов, почти нет метафор. Частое использование контрастов. Быстрая смена планов изображения.
Домашнее задание Почему в стихах Некрасова мало образов солнца и звезд, но обилие луговых и полевых мотивов? Почему преобладают образы лошадей, а не коней, галок и ворон, а не соловьев и лебедей? Почему в стихах Некрасова мало образов солнца и звезд, но обилие луговых и полевых мотивов? Почему преобладают образы лошадей, а не коней, галок и ворон, а не соловьев и лебедей? Прокомментируйте высказывание Д. Мережковского: " Стихи Пушкина - золотые, стихи Лермонтова - стальные, стихи Некрасова - каменные Прокомментируйте высказывание Д. Мережковского: " Стихи Пушкина - золотые, стихи Лермонтова - стальные, стихи Некрасова - каменные
Поэтическое новаторство В.В.Маяковского Задание: Задание: 1. На конкретном материале проследить внутреннюю творческую логику, которая диктовала автору создание новой системы во имя нового содержания 1. На конкретном материале проследить внутреннюю творческую логику, которая диктовала автору создание новой системы во имя нового содержания 2. С какой целью используются данные средства (подтвердить примерами из текста) 2. С какой целью используются данные средства (подтвердить примерами из текста)
Средства Цель использования Пример Использование резких, жёстких слов, вульгаризмов Лирический герой – человек, предельно возмущённый окружающим его миром, он может говорить о нём лишь возмущаясь и негодуя Обращение к различным формам слова Слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами Каплища, канареица Использование необычных существительных Использование метафорических глаголов Юлиться (от июль) Необычные сравнительные формы Ещё онемелей, небывалей Неологизмы Предельная самостоятельность каждого слова Благодаря этому речь насыщена паузами (эмоционально окрашенными) Метафоры Гиперболы
Спасибо за внимание Желаю творческих успехов