Тема урока «Сочинение в жанре эссе» Автор: Воронина Татьяна Дмитриевна, учительница МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики»
Цели: дать учащимся представление об особенностях жанра эссе; формировать у них речевые умения; воспитывать у учащихся чувство любви к творчеству Пушкина; обогатить речь учащихся новыми словами.
Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.А.Эльяшевич
Проповедь Статья Дневник Рассказ Исповедь Речь Слово Очерк Лекция
Советский энциклопедический словарь. Эссе(фр.-опыт, набросок)- жанр философской, эстетической, литературно-критический, художественной литературы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированную на разговорную речь.
Словарь литературоведческих терминов. Эссе ( от лат.-взвешивание,англ. и фр.)-жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой либо проблемы. Автор эссе анализирует проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов.
Краткий словарь литературоведческих терминов. Эссе-разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Родоначальник эссе – французский философ Мишель Монтень ( ) «Опыты» (1580) Родоначальник эссе – французский философ Мишель Монтень ( ) «Опыты» (1580)
Ю.Айхенвальд «Силуэты русских писателей» Вопросы к классу: 1.О чем этот текст? 2.К какой проблеме обращается автор? 3.Что преобладает в тексте, факт или впечатление в связи с ним? 4.Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она? 5.Что можете сказать о композиции текста? 6.К какому типу речи относится данный текст? 7.Что можете сказать о языке текста?. 8.Какова интонация?
В русской литературе можно найти эссе в записках А.И.Герцена « С того берега», в « Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского, у Б.Л.Пастернака, И.Г.Эренбурга, К.Г.Паустовского и других писателей
1.Обращение к философским, эстетическим, литературоведческим, культурным проблемам. 2.Преобладание впечатлений, а не факта. 3.Авторская позиция не аргументирована. 4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции. 5.Смешение типов речи. 6.Наличие средств художественной выразительности. 7.Эмоциональность речи.
Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем: 1. «Два языка -два моих крыла» 2. «Возврат к Пушкину» 3. «Чувство вечности»