МОУ Шушенская средняя школа 2 Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса
Актуальность проблемы В ходе многолетних собственных наблюдений выявлено, что у 6 класса учащихся, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида слабо развито пространственное восприятие, то есть образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения и др.
Цель программы Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Развивать пространственное восприятие, анализ и синтез, корректировать недостатки восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве. 2. Обеспечить мониторинг процесса и результата развития пространственного восприятия у учащихся 6 класса.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА Программа рекомендована для учащихся 6 класса, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Состав класса: 5 мальчиков и 3 девочки, возраст – 11 лет Характерные особенности группы: недостаточная дифференцированность ощущений; нарушенное различение цветовых оттенков; замедленный темп сенсорного восприятия; сужение объема зрительно воспринимаемого материала; нарушение памяти и мышления; отсутствует или слабо развита способность целостно воспринимать образ предмета.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ (авторы: Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г., Немов Р.С.) Зрительное опознание изображений с усиленными признаками Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение Развитие зрительно-моторных координаций Пространственная ориентировка в схематическом рисунке Способность восстанавливать целое изображение из частей по образцу
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭТАПДЕЙСТВИЯРЕЗУЛЬТАТ ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКАДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ ПО МЕТОДИКАМ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА «Уровень сформированности пространственного восприятия» Развитие и коррекция пространственного восприятия Проведение цикла занятий Полная или частичная коррекция зрительного восприятия у учащихся Повторная диагностикаПроведение диагностики и анализ полученных результатов, корректировка Динамика изменений уровня сформированности пространственного восприятия
РазделКол-во занятий Темы занятий Диагностика2 1.Проба «Назови фигуры». 2. Методика оценки уровня развития восприятия величины предмета. 3. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия (точности и скорости) – 100-клеточная таблица с набором геометрических фигур. 4. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия (точности и скорости) – 100-клеточная таблица с набором букв. 5. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности «Найди отличия». Занятия по развитию и корректировке пространственног о восприятия 20 1.Целостное восприятие 2. Предмет в контуре 3. Цвет и оттенки 4. Формы геометрических фигур 5. Ориентировка в пространстве 6. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками 7. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение 8. Развитие зрительно-моторных координаций 9. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке 10. Способность восстанавливать целое изображение из частей по образцу Повторная диагностика 2 1. Методика для оценки уровня развития восприятия величины предмета. 2. Методика: «Чего не хватает?» (Немов Р.С.). 3. Методика: «Какие предметы спрятаны в рисунке?». (Немов Р.С.). 4. Методики для поиска информации для диагностики особенностей восприятия (точность и скорость) – 100-клеточная таблица с графическими изображениями и 100-клеточная таблица с геометрическими фигурами разного размера и разного цвета. 5. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у школьников.
Ожидаемые результаты Способности у учащихся целостно воспринимать знакомые объекты окружающей действительности и их изображения Умение узнавать предметы в контурном изображении, незаконченные изображения, перечеркнутые наложенные друг на друга изображения Иметь представления о цвете и его оттенках Уметь сравнивать по величине зрительно воспринимаемые объекты Знать основные геометрические фигуры и их изображения Уметь ориентироваться в дифференциации понятий: право-лево, верх-низ, север-юг, запад-восток
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Выгодский Л.С., том5, 6, 1995 Власова Т.А., Певзнер М.С.«О детях с отклонениями в развитии», 1973 Григорьева Л.П. «Развитие восприятия у ребенка», Москва, Школьная пресса, 2007 Волкова Г.А. «Психолого- педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот»,2007 Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по географии. Начальный курс», Москва, 2005