Алгоритм работы с текстом Автор:Никитина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Красноармейского района Чувашской Республики
Внимательно прочитайте текст известного журналиста В.Пескова. Определите тип и стиль речи.
Алгоритм работы с текстом 1.Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему. 3.Переходим к комментарию. 4.Формулируем позицию автора. 5.Выражаем своё отношение к проблеме. 6.Приводим аргументы. 7.Работаем над заключением.
2.Формулируем проблему. Перед нами текст –рассуждение в публицистическом стиле. Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.
Первый абзац В первом абзаце автор пишет: «Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотище- то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души».
А вот что в финале: «И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью».
2.Формулируем проблему. Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что даёт человеку любовь к природе?
Обратим внимание на пункт А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1)Чувство природы дано каждому человеку от рождения. 2)Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека. 3) Чувство природы –это удел избранных. 4)Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья.
Авторский тезис Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1)Чувство природы дано каждому человеку от рождения. 2)Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека. 3) Чувство природы –это удел избранных. 4)Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья.
Если вам не удалось поставить вопрос к тексту (сформулировать проблему), снова обратитесь к пункту А 28, в котором приведены тезисы (три верных авторских утверждения). По одному из них сформулируйте вопрос (проблему).
Например 1)Чувство природы дано каждому человеку от рождения. Задаём вопрос: «Является ли чувство природы врождённым?». 2)Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека. Что может разбудить любовь к природе? 3) Чувство природы –это удел избранных. Тезис неверный, он не соответствует содержанию текста 4)Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья. Что даёт человеку любовь к природе? Итак, проблема сформулирована.
Итак, проблема сформулирована Что даёт человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.
2.Пишем комментарий Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнём ключевые слова и фразы.
«Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично- грубоватое: «Красотище-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души».В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён, творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
Лев Толстой говорил: «Счастье –это быть с природой, видеть её, говорить с ней».Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Как разбудить его в раннем детстве? Сможет ли сделать школьный учебник. Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать(у Горького –бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».
Комментарий В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье это - быть с природой, видеть её, говорить с ней».
3.Определяем позицию автора Рекомендуем прочитать поставленный вопрос (что даёт человеку любовь к природе?) и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее чётко сформулирована в последнем абзаце.
Последний абзац И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
У нас получилось: В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками», даёт человеку ощущения счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчёта всех ценностей жизни».
4.Выражаем свою позицию Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными словами. Получаем: Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.
5.Приводим аргументы - доказываем своё мнение Попытаемся доказать, что природа даёт человеку счастье, силы жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры, подтверждающие это, в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся людей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.
Вот что может получиться. 1-й аргумент. Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И.Чайковский приезжал в своё имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.
Вот что может получиться. 2-й аргумент. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к тёплому. Пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.
Подводим итог –пишем заключение. Перечитываем всё, что получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».
Перечитаем получившийся текст. Что даёт человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи. В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье это - быть с природой, видеть её, говорить с ней.» В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками», даёт человеку ощущения счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчёта всех ценностей жизни». Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И.Чайковский приезжал в своё имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к тёплому. Пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».
Удачи вам!
Обратите внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста. Не забывайте грамотно структурировать текст.
В работе использована материалы статьи Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич, Н. А. Шапиро. «Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку. Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом. Русский язык, 22, 2008 год