Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» ) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2, ст. 2 Закона РФ «Об образовании»)
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников- основополагающий документ, разработанный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся» Документы воспитательного компонента ФГОС
«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах
Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования!
1. ПАТРИОТИЗМ; ПАТРИОТИЗМ; 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 5. СЕМЬЯ; 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания Урочная деятельность деятельность Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики) Изучение культурологических основ религий Семейное воспитание Внеурочная деятельность (культурные практики)
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Дополнительное образование детей в реализации ФГОС общего образования - возможности построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; - специалисты в узких сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и пр.); - качественная реализация программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; - уникальные педагогические технологии в профильном образовании; - открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить! Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Задачи на новый учебный год 1.Разработать программу воспитания и социализации обучающихся 2.Охватить внеурочной деятельностью детей до 80%, довести до 97 %
Одна из особенностей ФГОС заключается в том, что он расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность ОУ в реализации основной образовательной программы Хочется надеяться, что творческая, коллективная и самостоятельная работа педагогов по разработке и реализации Программы воспитания и социализации обучающихся поможет обрести каждому школьнику второе дыхание – интересную, насыщенную жизнь!