Цель : формирование навыков общения и умения действовать сообща ( согласованность в действиях ); создание доброжелательной атмосферы. Тренинг ( упражнение ) носит сюжетный характер. Способ одновременного введения всей группы (816 человек ) в игровой контекст тренинга : ведущий предлагает закрыть глаза и погружает участников в игровую сказку, предлагая надеть колпачки и превратиться в гномиков. Колпачки символизируют, что все равны и находятся в едином информационном и игровом поле тренинга.
Знакомство с правилами поведения во время тренинга. Ведущий, начиная тренинг, говорит : – Чтоб было весело играть, Пять правил нужно выполнять : 1) игру всем вместе начинать, 2) по очереди отвечать, друг друга не перебивать, 3) активным быть, все выполнять, 4) по имени всех называть, 5) друг над другом не смеяться и чаще улыбаться.
Упражнение « Давайте познакомимся, или Кто живет под колпачком » Цель : знакомство, диагностика настроения до начала игры. Инструкция : каждому ребенку предлагается назвать свое настоящее имя или то, как его ласково называют родители, а также свое любимое занятие. Упражнение проводится по кругу.
Упражнение « Змейка » Цель : развитие умения следовать правилам игры и действовать сообща. Инструкция : с помощью считалки выбирается голова « змейки ». После этого « голова » встает первым за ведущим, а остальным ребятам предлагается стать за ней друг за другом, держась за талию. « Змейка » двигается, делая повороты то вправо, то влево. Затем роли меняются, пока каждый из участников не побудет в роли хвоста и головы. Конечно, следует обратить внимание на количество участников в группе. Если общее число превышает 10, то игра не имеет смысла. В конце игры каждый участник рассказывает, чем ему больше понравилось быть – хвостом или головой.
Упражнение « Похвастайся соседом » Цель : развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку ; развитие внимания, наблюдательности. Ведущий : – Всем нравится, когда о них говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что умеет, какие хорошие поступки совершал ? Чем может понравиться ? Ведущий может привести образец подобного хвастовства. Вариант : игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех похвастается – получит приз. Приз может быть как вещественным ( в виде небольшого сувенира ), так и невещественным ( поощрение, одобрение или что - то другое, поднимающее самооценку ребенка ).
Упражнение « Обозвали овощами » Цель : развить коммуникативные навыки – научить выражать негативные эмоции конструктивными способами ( с помощью определенных правил ); научить понимать шутку в различных ситуациях общения ; научить объяснять свои чувства. Ведущий : – Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его « обзывали овощами ».
Упражнение « Поссорились » Цель : учить детей передавать эмоции ( злость, гнев, обиду ) с помощью невербальных средств общения – мимики ; управлять своими эмоциями. Инструкция : детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно - сильно щеки. Ведущий : – Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы помириться, нужно повернуться лицом друг к другу, осторожно « проткнуть » пальцами надутые щеки обиженного друга – обида и злость лопнут, как воздушный шарик ; засмеяться и обняться
Упражнение « Лучики солнышка » Цель : релаксация, выравнивание эмоционального фона. Инструкция : детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики : они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети - лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на нужный лад : « Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам ». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает – и ребенок сам становится солнышком.
Цель : рефлексия, выражение эмоций. Обсуждение : что вам больше понравилось и запомнилось ? Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться. Упражнение проводится по кругу.