1. Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) 2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля "(далее –ФЗ 294-ФЗ) Основополагающие правовые нормативные акты при организации и проведении муниципального жилищного контроля
Муниципальный жилищный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (ст. 20 ЖК РФ). Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ). Объект муниципального жилищного контроля находящиеся в муниципальной собственности Форма осуществления муниципального жилищного контроля Жилой дом, часть жилого дома Квартира, часть квартиры Комната Проверки Плановые Предмет муниципального жилищного контроля соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных ст. 20 ЖК РФ, федеральными законами, законами ЧР, муниципальными правовыми актами Внеплановые
Для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1.государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2.окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3.начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в Госжилинспекцию Чувашии уведомлением о начале осуществления работ и услуг в области управления жилыми домами. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Основания проведения плановой проверки (ч.8 ст.9 ФЗ N 294-ФЗ)
Основания проведения внеплановой проверки (ч.2 ст. 10 ФЗ 294-ФЗ, ч.4.2 ст. 20 ЖК РФ) 1.истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2. поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а)возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); г) * нарушение обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья; д) * нарушение обязательных требований к уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям; е) * нарушение обязательных требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения; ж) * нарушение управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ. * Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Алгоритм действий муниципальных жилищных инспекторов при проведении внеплановых проверок при поступлении обращений и заявлений граждан, в т.ч. ИП, ЮР, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ 1. Выявление оснований для проведения проверки2. В случае наличия оснований:2.1.определяется форма проверки – документарная и (или) выездная; 2.2. издается распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о проведении проверки (типовая форма, утверждена приказом Минрегионразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141) 3. Лицо, в отношении которого осуществляется проверка, уведомляется органом муниципального контроля любым доступным способом за 1 сутки до ее начала. 4. Оформляет акт проверки в 2-х экземплярах (типовая форма, утверждена приказом Минрегионразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141) экземпляр акта вручается уполномоченному представителю юридического или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки 6. В случае проведения выездной проверки делается запись в журнале проверок, который обязаны вести юридические лица и индивидуальные предприниматели. 7. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.8. Выдается предписание. 9. В случае выявления признаков административного правонарушения, материалы проверки передаются в Госжилинспекцию Чувашии для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями , частью 1 статьи , частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ.
Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона (ст. 20 ФЗ 294-ФЗ) К грубым нарушениям относится нарушение следующих требований: 1. отсутствие оснований проведения плановой проверки; 2. нарушение срока уведомления о проведении проверки; 3. привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; 4. не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 ФЗ 294-ФЗ; 5. отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, если это требуется по закону;6. нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; 7. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля; 8. требование документов, не относящихся к предмету проверки; 9. превышение установленных сроков проведения проверок; 10. непредставление акта проверки; 11. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок; 12. участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки. Результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных ФЗ 293-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Срок проведения проверки (ст. 13 ФЗ 294-ФЗ) 1. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. 2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. 3. Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов в случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку. 4. Срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.