Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы) Выполнила учительница МОУ «Комсомольская СОШ 1» Комсомольского района Свинина Е. С. Свинина Е. С.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт- Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления
Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.
Фаза рефлексии (reflection). Фаза реализации смысла (realization of meaning). Фаза вызова (evocation). Фазы урока
Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом Прогнозируем Воспринимаем информацию ИНФОРМАЦИЯ
Воспринимаем информацию Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2.Продвинутая лекция. 3.Зигзаг
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю целиЧто я знал, а что узнал?
Продвинутая лекция. ВызовРеализация смысла работа в паре: что мы знаем о теме? 1 ученик: маркировка текста первой графы: «+»-совпадает «-»-не совпадает 2 ученик: идеи, не встречающиеся в первой графе Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия.
Прием «Зигзаг». 1 Рабочая группа Экспертная группа
Прогнозируем Приемы: 1.Верные – неверные утверждения. 2.Прогнозирование
РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT. 3.Двойной дневник. 4.Кластер.
Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы. По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?
Прием «Чтение с пометками INSERT». V+-? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интерес но Непонят но Нужно разобрат ь-ся
Прием «Двойной дневник». Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст
Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина в 7 классе: И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...? ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Написание эссе. 2.Составление телеграммы, памятки, инструкции. 3. Стихотворение по алгоритму. 4. Нарисуйте счастье. 5.Письмо по кругу
А. Платонов « Юшка» 7 класс. Напишите письмо от имени одного из односельчан главного героя, адресованное Юшке, в котором он мог бы попросить прощение за свое равнодушие.
Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза» 1Кто? Что?1 существительное Катерина 2Какой?2 прилагательных Вольнолюбивая, протестующая 3Что делает? 3 глагола Любит, страдает, верует. 4Что автор думает о теме?Фраза из 4 слов Страшный вызов самодурной силе 5Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное Луч света в темном царстве
Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» Фестиваль педагогических идей Газета «Первое сентября» Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова. Лекция 1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»