ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физическая готовность; интеллектуальная готовность; личностная готовность.
Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми.
Задания педагогической диагностики должны макси- мально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное пони- мание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других пред- метных знаний, которые вхо- дят в программу1-ого класса.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только выявить у ребенка какое-либо нарушение, но и главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.
Индивидуальная диагностика дает возможность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данной момент, но и,как говорил выдающий психолог Л. С. Выготский, «зону его ближайшего развития»,т. е то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.
Обучаемость, т. е. способность к усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику.
Основная цель в процессе повседневной педагогической работы – научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.