Федеральные государственные образовательные стандарты как социо-культурный ресурс модернизации современного образования Российская академия образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое образование как национальный ресурс подготовки педагогических кадров В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин.
Advertisements

Психологическая подготовка учителя «для новой школы» Психологическая подготовка учителя «для новой школы» В.В. Рубцов В.В. Рубцов ректор МГППУ ректор МГППУ.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
Ю.М. Забродин, Московский городской психолого – педагогический университет, Е.Н. Геворкян, Московский городской педагогический университет О разработке.
Требования ФГОС к современному учителю Августовская педагогическая конференция работников образования г. Чебоксары Скворцова Т.В. заместитель директора.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности Денисова Л.В. педагог-психолог МОУ.
Ключевые профессиональные компетентности учителя.
К чему приводит формирующая, «знаниевая», не развивающая парадигма.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Проблемный семинар УМО «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» «Принципы и пути развития деятельностной.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ А. Зарин, канд.пед.наук, доцент кафедры.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты как социо-культурный ресурс модернизации современного образования Российская академия образования Департамент образования г.Москвы В.В. РУБЦОВ Ректор МГППУ Ректор МГППУ, Директор ПИ РАО 1

Факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования: глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране; диверсификация системы школьного образования; изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников); возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников; информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей; социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее. 2

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ ( по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) XXI Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. 3

Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (результаты мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) 4

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого- педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя 5

В чем выражен низкий уровень психолого- педагогической подготовки современного учителя (мнение учителей): не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; не умеет организовать работу в группах; не знает типологии детских проблем (детства в целом); не умеет работать с различными категориями детей; не владеет общей психологической культурой общения; не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.; не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей); не владеет здоровьесберегающими технологиями. 6

школьные перегрузки (85%), конфликтные ситуации (65%), безопасность ребенка пока он в школе (61%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%), качество образования (48%), отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (35%). По мнению родителей на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют: 7

ая Президентом России национальная инициатива «Наша новая школа» - это приоритетный национальный проект сбережения, развития и формирования инновационных человеческих ресурсов, а по существу - проект социо-культурной модернизации общества на основе и через систему образования. В сложившейся социальной ситуации объявленная Президентом России национальная инициатива «Наша новая школа» - это приоритетный национальный проект сбережения, развития и формирования инновационных человеческих ресурсов, а по существу - проект социо-культурной модернизации общества на основе и через систему образования. 8

Подготовка педагогических кадров, способных создавать новую школу – органическая составляющая этого проекта. Поэтому невозможно говорить об эффективности проекта «Наша новая школа», не связывая его в том числе с модернизацией системы ВПО. 9

Согласно Концепции Новая школа - это: Школа для всех. Школа успешной социализации личности. Школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности. Школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду. Школа, обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей. Школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе. Школа развития одаренности. Школа здорового и безопасного образа жизни. Школа предупреждения и профилактики социальных рисков. 10

Стратегическим ресурсом для развертывания национальной инициативы «Наша новая школа» являются государственные образовательные стандарты – стандарт общего (начального) образования и стандарты высшего профессионального образования. Стратегическим ресурсом для развертывания национальной инициативы «Наша новая школа» являются государственные образовательные стандарты – стандарт общего (начального) образования и стандарты высшего профессионального образования. 11

Если главная стратегическая задача стандарта общего (начального) образования – выполнение требований к условиям, обеспечивающим становление «Новой школы», то главная стратегическая задача системы ВПО – подготовка педагогических кадров для новой школы. Если главная стратегическая задача стандарта общего (начального) образования – выполнение требований к условиям, обеспечивающим становление «Новой школы», то главная стратегическая задача системы ВПО – подготовка педагогических кадров для новой школы. 12

Очевидной представляется сопряженность (взаимное соответствие) стандартов общего и высшего профессионального образования: это - важнейшее условие, при котором можно говорить о стандарте ВПО как социо-культурной технологии модернизации образования. Компетенциями, которые должен освоить ученик, должен владеть сам учитель. 13

Последнее возможно в том случае, если общими являются методологические основания обоих стандартов - принятого стандарта общего (начального) образования и методологические основания стандарта Высшего Профессионального Образования. 14

Стандарт общего (начального) образования разработан РАО на установках деятельностного подхода. Методологической основой стандарта ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» являются подходы педагогической и возрастной психологии, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства, накопившей научно-обоснованные знания о процессах и механизмах развития детей в условиях обучения. 15

С этой точки зрения стандарт общего (начального) образования и стандарт ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» являются сопряженными и взаимно соответствующими друг другу по существу. Психолого-педагогическое образование рассматривается в рамках этого стандарта как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и детей, самих детей. 16

Разработанный нами стандарт – это результат плодотворного сотрудничества психологов, психофизиологов, педагогов, управленцев, родителей, врачей. Он создан с участием: 1.Российской академии образования, 2.Совета ректоров вузов Москвы Департамента образования города Москвы, учрежденных Правительством Москвы, 3.Института психологии РАН, 4.Психологического института РАО, 5. Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 6.Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия Государственной Службы при Президенте РФ», 7.Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ, 8.Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет». 17

Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования», с другой стороны, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», помимо указанного профиля, в это направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей – «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования» и др. (всего 9 профилей). 18

Так, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата: 1.Психология образования 2.Психология и педагогика дошкольного образования 3.Психология и педагогика начального образования 4.Психология и педагогика профессионального образования 5.Психология и педагогика дополнительного образования 6.Психология и социальная педагогика 7.Психология и педагогика инклюзивного образования 8.Психология и педагогика образования одаренных детей 9.Специальная психология и педагогика 19

При разработке ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» была реализована следующая схема: Вид профессиональной деятельности (СПД), задачи профессиональной деятельности Государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО), общие компетенции, компетенции профиля 20

Основой образовательной программы является модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. Деятельность и возраст – это основные категории, которые определяют содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «Психолого-педагогическое образование». 21

В отличие от других возможных подходов к подготовке педагога, новизна разработанного нами стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» состоит в том, что главным «универсальным» содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и др. является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых. Причем конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. 22

С учетом того, что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы: Базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах; Утвержденные квалификационные требования к ПД; Принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1 -3 года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура); Независимую систему итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества); 23

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; 24

повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды; использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы. Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования 25

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: 26

В психолого-педагогической деятельности (ПКПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3); способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). 27

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми руемых компе- тенций Профессиональный цикл160 Базовая (общепрофессиональная) часть 40–50 Безопасность жизнедеятельности Модуль 1 Введение в психолого- педагогическую деятельность Модуль 2 Психология и педагогика дошкольного возраста Модуль 3 Психология и педагогика младшего школьного возраста Модуль 4 Психология и педагогика подросткового возраста Модуль 5 Методология и методы психолого- педагогической деятельности ОПК-12 ОПК-15 ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы уметь – организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе владеть – методами экспериментально-проектной работы в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики

разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов; разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики; разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков; Задачи профессиональной деятельности магистров в области психолого-педагогического сопровождения образования 29

мониторинг сформированности компетенций учащихся; разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности; контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов; реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся; обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса. Задачи профессиональной деятельности магистров в области психолого-педагогического сопровождения образования 30

Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями: 31

профессиональными (ПК): Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК): знать феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1); уметь выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2); использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3); 32

владеть современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4); уметь организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5); уметь организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6); 33

владеть научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7); владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8); способен организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9); способен проектировать и осуществлять диагностическую работу необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10); способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11); 34

способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12); способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13); способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14); готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15); знает особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16). 35

В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП): способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1); способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2); способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4); готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); 36

способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7); способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8); способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9). 37

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды; способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно- воспитательном процессе; показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; признаки и показатели уровня психологического стресса, способы их интерпретации; Научные исследования в профессиональн ой деятельности психолого- педагогического направления Культурно- исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Социальная психология образовательно й среды ОПК-3 ОПК-4 ОПК-8 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9 38

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: уметь – оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства; выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и предложить научно обоснованные методы повышения их эффективности; оценивать состояние интеллектуальной, аффективной, нравственной и регулятивной сферы личности на разных возрастных этапах жизненного пути с учетом возрастных критериев и норм; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательно й среды Комплексный подход в психолого- педагогической деятельности Организация и функции службы практической психологии образования ОПК-12 ОПК-13 ОПК-16 ОПК-11 ОПК-13 ОПК-10 ОПК-14 ОПК-15 ОПК-16 39

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки Ко- ды Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: владеть – современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок. 40

В целом, разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» демонстрирует тот факт, что современный учитель действительно может и должен получить качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она обеспечивает овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых психолог, воспитатель, учитель начальной школы, социальный педагог и др. сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. 41

При этом, очевидно, что ориентация на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не может быть достигнуто за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования или количества часов, отводимых на их изучение. Еще раз подчеркнем, что реализовать стандарт общего (начального) образования сумеет такой учитель, который в полной мере сам владеет компетенциями, которыми должен овладеть в процессе обучения ученик. 42

Социальные эффекты, характеризующие социо- культурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» педагогической подготовки учителя: Повышение социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих (при необходимости адресных) технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии различных форм и видов деятельности (с учетом специфики деятельности и возраста учащихся). Повышение качества научного и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет единой методологической (деятельностной) основы ФГОС – стандарта общего (начального) образования и стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» 43

Социальные эффекты, характеризующие социо- культурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» педагогической подготовки учителя: Укрепление позиции школы как социального института защиты детства за счет: -создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка; -психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности; - адресной помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне ее. 44

В целом, принимая ответственность за решение проблемы психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для новой школы, необходимо: Обеспечить научно-методическое сопровождение перехода подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО (3-го поколения) Обеспечить научно-методическое сопровождение перехода подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО (3-го поколения) - в нашем случае, по направлению «Психолого- педагогическое образование». Рассматривать переход на новые ФГОС ВПО, как необходимое условие введения в систему образования ФГОС общего (начального) образования. Рассматривать переход на новые ФГОС ВПО, как необходимое условие введения в систему образования ФГОС общего (начального) образования. 45

Участвовать в создании основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры - в нашем случае, по направлению «Психолого-педагогическое образование». Предусмотреть возможность включения магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование») и т.д. Участвовать в создании основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры - в нашем случае, по направлению «Психолого-педагогическое образование». Предусмотреть возможность включения магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование») и т.д. 46

Рекомендовать Министерству образования и науки РФ внести изменения в предложенный проект « Переходника» от ГОС 2-го поколения к ФГОС ВПО 3-го поколения. Признать, что существующим специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» (050707) и «Педагогика и методика начального образования» (050708) в новых ФГОС ВПО соответствует не только направление «Педагогическое образование» (050100), но и направление «Психолого-педагогическое образование» (050400). Рекомендовать Министерству образования и науки РФ внести изменения в предложенный проект « Переходника» от ГОС 2-го поколения к ФГОС ВПО 3-го поколения. Признать, что существующим специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» (050707) и «Педагогика и методика начального образования» (050708) в новых ФГОС ВПО соответствует не только направление «Педагогическое образование» (050100), но и направление «Психолого-педагогическое образование» (050400).

Принять участие в модернизации системы повышения психолого-педагогической квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, ориентированной на решение задач по переходу образовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2-го поколения). Принять участие в модернизации системы повышения психолого-педагогической квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, ориентированной на решение задач по переходу образовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2-го поколения). Обеспечить разработку качественных основных образовательных и учебных планов бакалавриата, интернатуры, магистратуры по всем 3-м направлениям новых ФГОС ВПО. Обеспечить разработку качественных основных образовательных и учебных планов бакалавриата, интернатуры, магистратуры по всем 3-м направлениям новых ФГОС ВПО. 47

Существенно усовершенствовать уже существующую систему повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но и по психолого- педагогическому маршруту с указанием периодичности такого повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации. Существенно усовершенствовать уже существующую систему повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но и по психолого- педагогическому маршруту с указанием периодичности такого повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.

Учитывая требования к реализации Госстандарта общего (начального) образования, обратиться в РОСОБРНАДЗОР с предложением начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой, помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией, можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность. (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций). Учитывая требования к реализации Госстандарта общего (начального) образования, обратиться в РОСОБРНАДЗОР с предложением начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой, помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией, можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность. (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций). 48

Благодарю за внимание!