в культурных традициях народов Поволжья
Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца.
Первое воскресенье (асл ă ç ă варни - большая масленица) справляют более шумно, чем остальные дни. В сани запрягают коня с бубенцом и катаются вдоль деревни туда и обратно, поют, ездят в соседние деревни, гостят друг у друга
Атте, ç ă варни чопам-и, Тор лашине кÿлем-и, Тол çутлаччен чопам-и? *** Батюшка, можно ли мне на масленице покататься, Можно ли запрячь вороного коня, Можно ли кататься до рассвета?
Кĕмĕл çĕрĕ ç ă варни Ир посасс ă н çоталать, Каç посасс ă н тот ă хать. *** Серебряное колечко - масленица – С наступлением утра засверкает, С наступлением вечера почернеет.
Тытр ă м, кÿлтĕм сар лаша, Сикрĕ, ларчĕ сар ă хĕр, Сол ă нки те çок, сол ă нать, Тайл ă м те çок, тай ă лать, Лĕпле виççĕ çаврас-ши? *** Взял да запряг гнедую лошадку, Тут же подсела русая девушка, Нет раскатов - качается, Нет ухабов - накреняется, Как же мне трижды объехать село?
Последнее вокресенье масленицы (кĕçĕн ç ă варни - маленькая масленица) справляют тоже с большим шумом. Молодежь за полночь катается на санях, так "провожают масленицу" (ç ă варние ă сатса яраççĕ).
В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи ç ă варни» (ç ă варни карч ă кĕ).
Северные чуваши в Вомпукассах последний субботний вечер масленицы называют "вечером прощения" (каçарн ă каç). В этот вечер родные, близкие, друзья посещают друг друга и, заходя в избу, просят прощения у жильцов, не исключая самых маленьких.
Он был посвящен весеннему пробуждению природы.
Пока варилась каша из пшеницы, девушки и молодые женщины украшали деревья красивыми лоскутками, бусами, серебряными подвесками или монетами. На деревья также вешали шали и платки. Ветки деревьев часто украшали разноцветными лентами, кольцами, браслетами.
Было принято под украшенными деревьями расстилать паласы, а в центре их яркие тканые скатерти. На них раскладывалось праздничное угощение: сметана, творог, вкусный хлеб, масло (масло было нескольких видов: сливочное, топленое, масло с вишней, масло из пахты).
Трапеза проходила очень торжественно, чинно, не торопясь. Кашу ели деревянными ложками, тщательно обмакивая полную ложку с кашей в масло. После трапезы начиналось угощение птиц. При этом к ним обращались примерно с такими словами: «Угощайтесь! На будущий год еще накормим!»
После праздничного угощения проводились спортивные состязания: перетягивание полотентца или каната, борьба, бег, прыжки.
Младшие ходят в гости к старшим, угощают друг друга едой. Поздравляющий с концом холодной и голодной зимы и наступлением весны встает на правое колено и прикасается сложенными ладонями ко лбу.
Главным событием праздника было ожидание рассвета.
Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.
Весной с целью призыва тепла, солнца, теплого ветра выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.
Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами.
На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. У сибирских татар во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную ещё воду: считалось, что весенняя река уносит болезни…
Однажды ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!
Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объеденьем!
Как правило, во время ледохода молодежь собиралась на берегу реки, пела, плясала, зажигала на льдинах костры.