В культурных традициях народов Поволжья. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В культурных традициях народов Поволжья. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами.
Advertisements

Составила: Николаева Татьяна Германовна МБДОУ 37 «Искорка» г.Междуреченск.
Бичурга-Баишевская поселенческая библиотека. Самое главное праздника пасхи- крашенные яйца.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо голубым, а солнце ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник.
Масленица древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел к нам из языческой культуры и сохранился после.
В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. "Наша масленіца гадавая, Яна госцейка.
МАСЛЕНИЦА Работу выполнила учитель начальных классов МОУ «Воровская СОШ» Хорошева Н.Ю.
«Зиму провожаем – Весну встречаем!» Праздник в группах младшего возраста 15 марта 2013 года.
«Масленица золотая, гостья дорогая!» Масленица, масленица! Словно солнце катится, Весну мы долго ждали От холодов устали, Будем наедаться, Силы набираться!
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение : круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось,
Подготовили воспитатели группы «Семицветик»: Лебедева Л.В. Малышева Я.С.
Масленица – это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры. Праздник проходит на неделе. Во время масленицы.
Русская масленица Аитова И.И. Аитова И.И. учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы МКОУ СОШ «с.Сафаровка» МКОУ СОШ «с.Сафаровка»
С давних времён Масленица считалась самым весёлым праздником. Он длился неделю. Все пировали и предавались удовольствиям. А главным угощением были блины.
Масленичная неделя делилась на две части - узкую и широкую масленицы: в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга.
Зима… Весна… Лето… Осень… Широкая Масленица Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Традиции Масленицы Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! МОУ «Красноярская СОШ» Команда «Лучики»
Русский народный праздник. М. Б. Кустодиев «Масленица»
«Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги».
Транксрипт:

в культурных традициях народов Поволжья

Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца.

Первое воскресенье (асл ă ç ă варни - большая масленица) справляют более шумно, чем остальные дни. В сани запрягают коня с бубенцом и катаются вдоль деревни туда и обратно, поют, ездят в соседние деревни, гостят друг у друга

Атте, ç ă варни чопам-и, Тор лашине кÿлем-и, Тол çутлаччен чопам-и? *** Батюшка, можно ли мне на масленице покататься, Можно ли запрячь вороного коня, Можно ли кататься до рассвета?

Кĕмĕл çĕрĕ ç ă варни Ир посасс ă н çоталать, Каç посасс ă н тот ă хать. *** Серебряное колечко - масленица – С наступлением утра засверкает, С наступлением вечера почернеет.

Тытр ă м, кÿлтĕм сар лаша, Сикрĕ, ларчĕ сар ă хĕр, Сол ă нки те çок, сол ă нать, Тайл ă м те çок, тай ă лать, Лĕпле виççĕ çаврас-ши? *** Взял да запряг гнедую лошадку, Тут же подсела русая девушка, Нет раскатов - качается, Нет ухабов - накреняется, Как же мне трижды объехать село?

Последнее вокресенье масленицы (кĕçĕн ç ă варни - маленькая масленица) справляют тоже с большим шумом. Молодежь за полночь катается на санях, так "провожают масленицу" (ç ă варние ă сатса яраççĕ).

В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи ç ă варни» (ç ă варни карч ă кĕ).

Северные чуваши в Вомпукассах последний субботний вечер масленицы называют "вечером прощения" (каçарн ă каç). В этот вечер родные, близкие, друзья посещают друг друга и, заходя в избу, просят прощения у жильцов, не исключая самых маленьких.

Он был посвящен весеннему пробуждению природы.

Пока варилась каша из пшеницы, девушки и молодые женщины украшали деревья красивыми лоскутками, бусами, серебряными подвесками или монетами. На деревья также вешали шали и платки. Ветки деревьев часто украшали разноцветными лентами, кольцами, браслетами.

Было принято под украшенными деревьями расстилать паласы, а в центре их яркие тканые скатерти. На них раскладывалось праздничное угощение: сметана, творог, вкусный хлеб, масло (масло было нескольких видов: сливочное, топленое, масло с вишней, масло из пахты).

Трапеза проходила очень торжественно, чинно, не торопясь. Кашу ели деревянными ложками, тщательно обмакивая полную ложку с кашей в масло. После трапезы начиналось угощение птиц. При этом к ним обращались примерно с такими словами: «Угощайтесь! На будущий год еще накормим!»

После праздничного угощения проводились спортивные состязания: перетягивание полотентца или каната, борьба, бег, прыжки.

Младшие ходят в гости к старшим, угощают друг друга едой. Поздравляющий с концом холодной и голодной зимы и наступлением весны встает на правое колено и прикасается сложенными ладонями ко лбу.

Главным событием праздника было ожидание рассвета.

Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.

Весной с целью призыва тепла, солнца, теплого ветра выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами.

На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. У сибирских татар во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную ещё воду: считалось, что весенняя река уносит болезни…

Однажды ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения!

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объеденьем!

Как правило, во время ледохода молодежь собиралась на берегу реки, пела, плясала, зажигала на льдинах костры.