Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кувакинская гимназия» Алатырского района Чувашской Республики.
Применение методики анализа художественного произведения в обучении творческому письму. Творчество не приходит по какому – то наитию. Творчеству надо учить. В.А.Сухомлинский.
Одна из важнейших практических задач учителя – словесника - Работа над анализом художественного произведения и обучение творческому письму.
Требования современного литературного образования Предполагают приоритет речевого развития, развитие в первую очередь коммуникативной компетентности учащихся. Дети должны уметь вести личностный диалог с текстом, иметь навык творческого письма.
Методика анализа текста позволяет выйти на самые глубинные слои содержания, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности.
Новизна методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста и в чётком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию» (а не наоборот, как это делается традиционно).
Анализ текста при таком подходе становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития его воображения, образного, ассоциативного мышления).
Анализ художественного произведения, исходя из основного психологического закона эстетического восприятия, следует начинать с поиска двух полюсов, которые вызывают у нас противоположные эмоции. Это могут быть контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветовой гаммы, точек пространства и времени, а также звуковых рядов. Затем для глубокого восприятия произведения очень важен особый вид ассоциаций по эмоциям, которые они вызывают.
А.С.Пушкин «Виноград» Не стану я жалеть о розах, Увядших с лёгкою весной; Мне мил и виноград на лозах, В кистях созревший под горой, Краса моей долины злачной. Отрада осени златой. Продолговатый и прозрачный. Как персты девы молодой. (1824)
Алгоритм анализа 1. Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. (Это весенние «розы» и «виноград»). Попытаться сформулировать своё восприятиё содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие заглянуть в тайну художественного мира поэта.
Таблица, заполняемая по шагам алгоритма Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Ассоциации Розы Увядшие Лёгкая весна (эпитет) Весна, красота, молодость, дева – роза, любовь, счастье. Быстротечность жизни, Недолговечность красоты Виноград Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Ассоциации Виноград Краса долины злачной (метафора, эпитет) Отрада Осень златая (эпитет) Продолговатый, прозрачный (эпитеты) Как персты (сравнение) Дева молодая (эпитет) Осень, плоды, урожай, зрелость, радость бытия, богатство духовное, подведение жизненных итогов, мудрость зрелости, зрелая красота Молодость Розы
Задания творческого характера 5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа. 6. Создать свой текст или записать содержания стихотворения прозой, выявив всё, что возникает лишь в ассоциациях, в воображении, угадывается в процессе анализа.
Вывод Разработанный алгоритм анализа текста и технология его применения помогает учащимся анализировать и интерпретировать текст, выполнять задания творческого характера, создавать творческие работы на заданную и свободную тему.
Анализ стихотворения А.А.Блока «Девушка пела в церковном хоре..» Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю. О всех кораблях, ушедших в море. О все, забывших радость свою. Так пел её голос, летящий в купол. И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось. Что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок. И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребёнок О том, что никто не придёт назад. Август 1905
При работе над текстом стихотворения Предполагается конспективное ведение записей. Творческое письмо («реконструкция») состоится только при наличии «материала» - слов, предложений, образов, которые появятся в результате творческого анализа («деконструкции»).
Задания для учащихся. I. Выберите себе какой – нибудь цвет и какой – нибудь звук, любимые лирическим героем Блока в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Назовите их соседу по парте. Запишите названные в паре цвета и звуки. II. 1. Во время чтения стихотворения учителем делаются выписки по типу таблицы: записывать «тёмные» и «светлые» слова, включая звуковые образы. Условное представление о том, что слова могут быть по внутреннему, субъективному впечатлению «тёплые» и «холодные», «светлые» и «тёмные», уже есть у учащихся. 2. По очереди читаются полученные ряды слов. На доске записываются варианты. 3. Подберите условные названия к каждому столбику, используя лексику А.Блока.
Примерная запись на доске: «Светлые» слова«Тёмные» слова Пела радость; голос, летящий в купол; Усталых; в чужом краю; ушедших; забывших; Белое платье пело в тихой гавани;Из мрака; на чужбине; усталые люди; Луч сиял; радость будет; голос был сладок;Никто не придёт назад; Высоко, у царских врат; светлую жизньПричастный; плакал ребёнок НЕБОЗЕМЛЯ МЕЧТА (плюс «+») «СТРАШЫЙ МИР» (минус « - »)
Задания творческого характера III. 1. Подчеркните 3-4 слова из записанных. Выберите одно из них. Прочитайте вслух. Вариант задания Подчеркните одно из «светлых» слов и одно из «тёмных». Соедините их в словосочетание, учитывая, что их можно изменять и при необходимости преобразовывать в другую часть речи. 2. Запишите посередине строки то, что получилось. Прочитайте вслух. Это название вашей творческой работы. Напишите небольшой текст. (7 минут). Затем тексты читаются вслух.
Пример творческого письма, созданного на основе анализа текста произведения Светлый плач. Может ли плач быть светлым? Может, если плач – от радости. Радость встречи после долгой разлуки, радость сбывшихся надежд, радость конца войны… Плач от счастья… Плач сам по себе – тёмное, неприятное, горькое. Светлый плач – полная противоположность – нечто радостное, приятное, доброе. Почему у Блока встречаются такие противопоставления? Видимо, из – за внутренней, душевной борьбы…
Плюсы данных технологий Прежде всего в их универсальности, доступности любому возрасту и любому уровню развития. Регулярное использование этих технологий развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет углубиться в текст и создавать творческие работы. Данные технологии можно отнести к развивающим.
Творческие работы учащихся