1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в годах. Актуальные вопросы администрирования поступлений в бюджеты. Начальник Отдела методологии исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Вдовина О.В.
2 Правовые основания для осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в годах Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 160.1); Для федеральных органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центрального банка Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от )
3 Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями: нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Для органов местного самоуправления и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений: муниципальные правовые акты Правовые акты главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
4 Полномочия федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центрального банка Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от )
5 а) формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов; б) формируют и представляют в финансовый орган следующие документы: прогноз поступления доходов в сроки, установленные нормативными правовыми актами, по форме, согласованной с финансовым органом; аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета в установленные законодательством Российской Федерации сроки; сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета; сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана; в) формируют и представляют бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджетов по формам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.
6 3 г) исполняют в случае необходимости полномочия администратора доходов бюджетов в соответствии с принятым по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовым актом об осуществлении полномочий администратора доходов бюджетов; д) принимают по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета и доводят их до соответствующих администраторов доходов федерального бюджета не позднее 5 рабочих дней после их принятия; е) принимают по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты, устанавливающие перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и закрепляющие за ними источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и доводят их до соответствующих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, не позднее 5 рабочих дней после принятия указанных правовых актов;
7 ж) принимают по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), и доводят их до соответствующих администраторов доходов бюджетов не позднее 5 рабочих дней после их принятия;
8 з) принимают (при передаче в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации правовые акты, устанавливающие перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и доводят их до соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации до начала очередного финансового года.
9 1 Полномочия территориальных органов (подразделений) федеральных органов государственной власти (государственных органов) и казенных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти (государственных органов), в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от (пункт 2.1. Правил)
формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов; - формируют и представляют в финансовый орган следующие документы: прогноз поступления доходов в сроки, установленные нормативными правовыми актами, по форме, согласованной с финансовым органом; аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов соответствующего бюджета в установленные законодательством Российской Федерации сроки; сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта соответствующего бюджета; сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана;
11 - формируют и представляют бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджетов по формам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации. - принимают правовые акты о наделении своих подведомственных учреждений полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и об установлении порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)
исполняют в случае необходимости полномочия администратора доходов бюджетов в соответствии с принятыми ими правовыми актами об осуществлении полномочий администратора доходов бюджетов; - доводят правовые акты федеральных государственных органов, устанавливающие перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и закрепляющие за ними источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
13 Перечень типовых недостатков, допущенных при формировании проектов правовых актов главных администраторов доходов (по результатам экспертизы проектов правовых актов федеральных государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов РФ)
Наличие в преамбуле актов ссылки на Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от н (далее – Указания 180н), при отсутствии ссылки на статью Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации от «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от ) (далее – Постановление 995). 2. Указание в преамбуле актов, срок действия которых не ограничивается конкретным финансовым годом, ссылки на федеральный закон о федеральном бюджете на конкретный финансовый год и на плановый период.
Закрепление в актах за администраторами доходов бюджетов лишь кодов бюджетной классификации доходов при отсутствии положений о закреплении за ними источников доходов бюджетов с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования данного вида платежей. 4. При наличии в актах положений о наделении федеральных государственных органов, подведомственных им территориальных органов (подразделений), казенных учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части переданных полномочий Российской Федерации, бюджетными полномочиями администраторов доходов соответствующих бюджетов объем закрепленных за указанными органами (учреждениями) бюджетных полномочий не соответствует требованиям пункта 2 Правил (отсутствие полномочий): - заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих данные вопросы; - осуществления сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; - уточнения невыясненных поступлений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
16 - принудительного взыскания с плательщиков платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - представления администратором доходов бюджета главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления им полномочий главного администратора доходов.
17 5. Указание некорректных кодов бюджетной классификации доходов: - кодов бюджетной классификации с отражением в разрядах указанных кодов значения «0000», в то время как в отношении данных кодов Указаниями 180н предусмотрено применение обособленных кодов подвидов доходов; - несоответствие наименований кодов бюджетной классификации доходов наименованиям, установленным Указаниями 180н; - кодов бюджетной классификации доходов, являющихся в соответствии с Указаниями 180н кодами агрегации; - отражение источников доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации, относящихся к группе «прочие», при наличии в Указаниях 180н соответствующих кодов бюджетных классификации для отражения данных источников доходов бюджетов.
18 6. Отсутствие в актах, регламентирующих вопросы администрирования федеральными государственными органами (органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) доходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов), положений о наделении указанных органов бюджетными полномочиями главных администраторов (администраторов) доходов соответствующих бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов, подлежащих отражению в данных актах в соответствии с Правилами (только перечисление закрепляемых кодов бюджетной классификации).
Наличие в актах о наделении территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений бюджетными полномочиями главных администраторов (администраторов) доходов соответствующих бюджетов источников доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 8. Отсутствие в актах о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующих переданные полномочия Российской Федерации, бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджетов, перечней органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими соответствующие полномочия. 9. Отсутствие в актах о наделении территориальных органов федеральных государственных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений бюджетными полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов положений в части указания субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отношении источников доходов бюджетов которых данные органы (учреждения) осуществляют вышеназванные бюджетные полномочия.
20 Актуальные проблемы администрирования доходов бюджетов годах
21 1. Администрирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации доходов федерального бюджета в части переданных полномочий Российской Федерации. 2. Администрирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепленных за федеральными государственными органами. 3. Взаимодействие территориальных органов (подразделений) федеральных государственных органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части предоставления сведений (информации) по администрируемым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации. 4. Взаимодействие территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с территориальными органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в части предоставления сведений (информации) по администрируемым доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. 5. Администрирование в 2012 году доходов, возникающих в результате деятельности бюджетных учреждений, перешедших на финансовое обеспечение деятельности путем предоставления им субсидий.
22 * Спасибо за внимание