ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска
Актуальност ь Эффективность коррекционной работы зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Как правило, разработанные методы диагностики предусматривают качественный анализ данных. Однако, в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ФОТЕКОВА (В МЕТОДИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ Р.И. ЛАЛАЕВОЙ, Е.В. МАЛЬЦЕВОЙ, А.Р. ЛУРИЯ) Предлагает методику предназначенную для выявления особенностей развития устной речи детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры речевого дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс – диагностика углубленное обследование. Разработана бально – уровневая система оценки выполнения заданий методики.
ДАННАЯ МЕТОДИКА УДОБНА ДЛЯ: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия; может быть успешно использована в научно- исследовательских целях
СЕРИЯ – I ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ 1.Проверка состояния фонематического восприятия 2.Исследование артикуляционной моторики 3.Исследование звукопроизношения 4.Исследование сформированности звуко - слоговой структуры слова
СЕРИЯ – II ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА 1.Сколько слов в предложении? 2.Сколько слогов в слове? 3.Определи место звука в слове 4.Сколько звуков в слове?
СЕРИЯ – III ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 1.Повторение предложений 2.Верификация предложений 3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме 4.Добавление предлогов в предложение 5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
СЕРИЯ – IV ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1.Названия детенышей 2.Образование существительных в уменьшительной форме 3.Образование прилагательных от существительных: относительных качественных притяжательных
СЕРИЯ – V ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СЕРИЯ – VI ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) 1.Пересказ прослушанного текста
СЕРИИ С VII – VIII ПРЕДЛОЖЕНЫ ВЕРТЕЦКОЙ Л.В. СЕРИЯ – VII ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА. 1.Чтение текста (за 1 минуту) 2. Пересказ прочитанного текста
СЕРИЯ – VIII ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА 1.Диктант 2.Списывание текста
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА Первичная диагностика (сентябрь месяц) Итоговая диагностика (май месяц)
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ 1 - Фонематическое восприятие 2 - Артикуляционная моторика 3 - Звукопроизношение 4 - Слоговая структура слова 5 - Навыки языкового анализа 6 - Грамматический строй речи 7 - Словарь и словообразовательные процессы 8 - Понимание логико-грамматических отношений 9 - Связная речь 10 - Чтение 11 – Письмо Максимальная оценка за каждую серию заданий составляет 30 баллов (серии II – VIII). В серии I - каждая проба оценивается в отдельности.
Речевой профиль учащегося 2 класса Логопедическое заключение: Двуязычие. ОНР III ур. и обусловленное им нарушение чтения и письма. Дислалия.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!