ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность ОтклоненияОтклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства
Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся. На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. семьи, в которых отец является авторите том и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка семьи с дефици том заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; семьи с авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; семьи с либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; семьи с чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Формы раннего выявления социально дезадаптированных подростков: Источники информации о семье (КДН, ПДН, жильцы деревни, соседи, родственники ребенка, медицинские работники и др.); Выявление неблагополучных семей и несовершеннолетних «группы риска» при поступлении в образовательное учреждение; Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка.
Дети-сироты Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети, проживающие в многодетных семьях Дети из неполных семей Неблагополучные семьи 24333
Дети, состоящие на ВШК учете Дети, состоящие на учете ПДН, КДН 43384
Работа с детьми, состоящими на разных формах учета
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями
– посещения на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам; – изучение социальным педагогом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; – посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; – психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков; – индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками; – вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию социальные проектов, программную деятельность, занятость их в объединениях дополнительного образования. Основные формы деятельности социального педагога в этом направлении:
В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено: 1.Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни подростка. Основную информацию получаем из бесед с родителями (если это благополучная семья), а также с самим ребёнком. 2. Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям. 3. Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности. 4. Посещение семей с целью охраны прав детства. 5. Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта. 6. Рекомендации консультационных встреч с различными структурами. 7. Выступление на родительских собраниях по социальным пробелам.
. Задача классного руководителя и социального педагога – решить вопрос о форме учета ( внутришкольный, КДН, ПДН ). Затем ведется совместное социально – педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация об учащемся 1 этап – Выявление и постановка на учет учащихся данной категории
2 этап – коррекционная работа. На данном этапе: 1.Администрация школы выходит с ходатайством на Комиссию по делам несовершеннолетних о постановке на учет учащегося с подробным обоснованием (информация, собранная на учащегося и его семью). 2. Составляется план индивидуальной (адресной) профилактической работы: к деятельности подключается администрация ОУ, которая организует работу всех служб с семьей, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно – правовая сторона проблемы, их ответственность.
Социальный педагог (способствует социализации ребенка, оказывает возможную помощь в семье и т.д.) Медицинский работник (организует углубленный осмотр ребенка, консультации узких специалистов и т.д.) Психолог (осуществляет психологическое сопровождение коррекционной работы с ребенком, родителями, учителями). Коррекционную работу осуществляют: Классный руководитель Заместитель директора по ВР Другие Органы системы профилактики*
2 этап – Взаимодействие социального педагога и психолога, классного руководителя Социальный педагог, классный руководитель и психолог совместно ведут «трудного учащегося» и его семью, выясняя проблемы в семейной коммуникации, проводят совместный анализ круга общения ребенка с использованием социальных и психологических методик.
3 этап – Совет профилактики правонарушений На заседании малого педсовета классный руководитель предоставляет информацию об исполнении индивидуального плана профилактической работы, здесь же анализируется работа администрации учреждения, привлеченных специалистов. Подводятся промежуточные итоги с семьей и учащимися, то есть идет обобщение всей собранной информации. При необходимости внести дополнения или изменения в план индивидуальной профилактической работы. Если исчерпаны все возможности ОУ, и нет положительного результата, то амплитуда решения колеблется от вынесения предупреждения до передачи материалов в КДН, ПДН. При положительной динамике рассматривается вопрос о снятии с учета семьи или ребенка,
4 этап – Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На основании собранной и полученной информации из школы: - социальный педагог пишет подробное представление, ходатайство в ПДН и КДН; - инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ; Затем материалы передаются и рассматриваются на КДН.
Амплитуда решений, принятых на КДН, колеблется от предупреждения до вынесения постановлений о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушений за правонарушения, предусмотренных УК РФ.
5 этап Рассмотрение материалов в судебных инстанциях.
Работа с учащимися, состоящими на учете: Список учащихся, состоящих на учете: -ФИО ребенка. -Дата рождения. -Класс. -Домашний адрес. -Дата постановки на учет (если это ВШУ - и дата протокола). -Причина постановки на учет. -Занятость. -Сведения о семье (ФИО родителей, место работы, контактные телефоны, категория семьи). -Информация о снятии с учета (дата и протокола).
Работа с учащимися, состоящими на учете: Карточка учета учащегося «группы риска»: -ФИО, -Дата рождения, -Класс, -Дата постановки на учет, основание -Место проживания (по прописке и фактически), -Социальный статус семьи, -Сведения о родителях, опекунах, попечителях (ФИО, место работы, контактный телефон), -В семье проживают (полные данные на всех членов семьи), -Сведения о снятии с учета (дата и протокола).
Работа с учащимися, состоящими на учете: Подробная характеристика на учащегося, состоящего на учете. Акты посещения семьи (подробные). Журнал учета профилактической работы с данным учащимся и его семьей:
Работа с учащимися, состоящими на учете: План индивидуальной работы классного руководителя, социального педагога. План совместной работы с органами системы профилактики в отношении ребенка, состоящего на учете и его семьи. Анализ совместной работы с учениками, состоящими на учете, за период, установленный в ОУ.
Качества, которыми должен обладать учитель для решения проблемы «трудного» ребёнка: Любовь. Без любви нет воспитания. Уважение. Уважение к личности подростка. Толерантность. Терпимость к каждому «трудному». Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника. Эмпатия. Тонкое понимание личности подростка. Коммуникативность и педагогический такт.