Формирование мотивации с учетом результатов диагностики Иценко В.П., зам.директора МОУ «СОШ 7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
В своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, причинно- следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи. Сухомлинский В.А.
«Настоящее искусство воспитания и образования состоит в том, чтобы так влиять на эти идеалы и цели, а также мотивы ежедневного поведения, чтобы школьник хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый учитель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над собственным характером, над усовершенствованием мотивов собственного поведения» В. Оконь
Изучение параметров: Интеллектуальные возможности Творческие способности Личностные характеристики самооценкасамооценкатемпераменттемпераментволяволяхарактерхарактерработоспособностьработоспособность Интеллектуально-грамотный, приспособленный к социальным условиям ученик
МОТИВЫ ПознавательныеПознавательныеСоциальныеСоциальные Потребность в интеллектуальной активности и овладение новыми знаниями, умениями и навыками Познавательные интересы Учебно - познавательные мотивы Усвоение способов добывания знаний стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу; стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу; чувство ответственности. чувство ответственности. стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу; стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу; чувство ответственности. чувство ответственности. МотивсамообразованияМотивсамообразования
В идеале картина может быть представлена так: Потребность в интеллектуальной активности и овладение новыми знаниями, умениями и навыками Усвоение способов добывания знаний Зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования Младший школьный возраст подростокподросток старшеклассникстаршеклассник
В психологии существует множество методик: Н.Г. Лусканова «Оценка уровня школьной мотивации»; Г.А. Карпова «Диагностика учебной мотивации школьника»; Е.В.Игошина «Методика исследования мотивов учения»; Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская «Мотивация учебной деятельности»; А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Матис «Формирование мотивации».
Результаты диагностики по выявлению учебной мотивации школьников 1-4 классы 2007 – 2008 учебный год Высокий уровень (135 человек) 64,2% Низкий уровень (75 человека) 35,7% Максимально высокий (20 человек) 9,5% Хороший (115 человек) 54,5% Положительное отношение к школе (24 человек) 11,4% Низкая школьная мотивация (50 человека) 23,8% Мотивац. незрелость (1 человек) 0,4%
Результаты диагностики по выявлению учебной мотивации школьников 5-9 класс 2007 – 2008 учебный год Высокий уровень (198 человек) 36,7% Низкий уровень (342 человека) 63,3% Максимально высокий (35 человека) 6,7% Хороший (163 человек) 30% Положительное отношение к школе (49 человек) 9% Низкая школьная мотивация (288 человека) 53,3% Мотивац. незрелость (5 человек) 0,9%
Результаты диагностики по выявлению учебной мотивации школьников класс 2007 – 2008 учебный год Высокий уровень (48 человек) 29,6% Низкий уровень (114 человека) 70,3% Максимально высокий (9 человек) 5,5% Хороший (39 человек) 24,1% Положительное отношение к школе (10 человек) 6,1% Низкая школьная мотивация (104 человека) 64,1% Мотивац. незрелость (0 человек) 0%
«Позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя». Д.Б. Эльконин