Об итогах первого года реализации ФГОС НОО: ошибки и трудности в составлении основной образовательной программы начального общего образования
С 1 сентября уч.г. 55 муниципальных автономных и бюджетных общеобразовательных учреждений (189 классов 4994 обучающихся) приступили к введению ФГОС НОО
На муниципальном уровне проведены : Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС. Анализ состава педагогических работников, которые приступили к введению ФГОС. Анализ материально-технических условий. Изучение деятельности администраций ОУ по реализации ГОС и ФГОС
Во всех общеобразовательных учреждениях : нормативная база общеобразовательных учреждений, приведена в соответствие с требованиями Стандарта. разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений. 100% учителей прошли повышение квалификации по ФГОС. материально-техническая база не в полной мере соответствует требованиям ФГОС.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? требований, обязательно каждая Это - совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания
требования ФГОС включает в себя требования: к структуре – к структуре ООП, в т.ч. требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации – к условиям реализации ООП, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения – к результатам освоения ООП
ФГОСФГОС Основная образовательная программа (начального, основного, среднего общего образования) Основная образовательная программа (начального, основного, среднего общего образования) Образовательная программа школы Примерная основная образовательная программа
Структура ООП НОО пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; базисный учебный план ОУ; план внеурочной деятельности система условий реализации ООП в соответсвии с требованиями Стандарта
Что необходимо учитывать при разработке ООП НОО? «Основная образовательная п.15. ФГОС НОО: «Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования»
Соотношение 80%:20% для всех структурныхкомпонентов структурныхкомпонентов к ООП НОО как к целостности к ООП НОО как к целостности суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП
Структурные компоненты ООП НОО Обязательная частьЧасть, формируемая участниками образовательного процесса Пояснительная записка -отражает особенности… -учитывает характерные психологические новообразования….. -конкретизирует с учетом потребностей контингента обучающихся и родителей Планируемые результаты освоения…. - уточняют общее понимание.. -отражают требования ФГОС НОО… -передают специфику образовательного процесса в конкретном ОУ Учебный план-определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время… -реализация индивидуальных потребностей Программа формирования УУД -описание ценностных ориентиров… -уточняет типовые задачи Программы отдельных учебных предметов, курсов -обеспечивает достижение результатов -определяет структуру -определяет программы предметов и курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса Система оценки достижения -обеспечивает оценку планируемых результатов.. в части,формируемой участниками образовательного процесса
Что необходимо учитывать при разработке ООП НОО? «Учебный план определяет… П.19.3 ФГОС НОО: «Учебный план определяет… общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки…состав и структуру обязательных предметных областей по обязательных предметных областей поклассам» Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов несколько учебных планов
Что необходимо учитывать при разработке ООП НОО? Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (п.19.3 ФГОС НОО) На увеличение учебных часов На введение учебных курсов На внеурочную деятельность
Предметные областиПредметы Кол-во часов в нед. IIIIIIIV ФилологияРусский язык4555 Литературное чтение2333 Родной язык и лит. чт.3333 Иностранный язык-222 Математика и информатика Математика4444 Обществознание и естествознание Окружающий мир2222 Основы духовно- нравственной культуры народов России ---1 ИскусствоМузыка1111 Изобразительное искусство1111 ТехнологияТехнология1111 Физическая культура 3333 Часть, формируемая участником образоват. процесса-11- Максимально допустимая недельная нагрузка2126
Что необходимо учитывать при разработке ООП НОО? ( п ФГОС НОО ) « «Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: -пояснительную записку (конкретизация общих целей НОО с учетом специфики учебного предмета, курса; -общую характеристику учебного предмета, курса; -описание места учебного предмета, курса в уч. плане; -описание ценностных ориентиров содержания предмета; -личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса; -содержание учебного предмета, курса; -тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; -описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ). Изменения внесены в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 2357 от 22 сентября 2011 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря ) На сайте ФГОС выставлена новая примерная ООП НОО (с изменениями от г).
Спасибо за внимание!