Цель работы: выяснить, почему футбольный матч в Киеве 9 августа 1942 года называют «матч смерти». Узнать, что там произошло на самом деле. Задачи работы: собрать информацию, проанализировать имеющуюся информацию по теме, выработать свою точку зрения на данную проблему. Методы работы: просмотреть сайты интернета по данной проблеме, прочитать книги, где есть рассказ об этом событии, познакомиться с воспоминаниями участников матча, современников события, сравнить мнения, выработать свою точку зрения. Объект исследования: вторая мировая война. Предмет исследования: футбольный матч в Киеве в 1942 году. Актуальность темы: в 2012 году исполняется 70 лет легендарным играм киевских футболистов в годы войны с немецкими командами, чемпионат Европы по футболу проходил в Украине, популярность футбола как игры весьма велика в школе и стране. Гипотеза: «матч смерти» - ещё один миф в истории Великой отечественной страны. Матч смерти футбольный матч, сыгранный в оккупированном фашистами Киеве летом 1942 года между советской и немецкой командами. Ряд футболистов-киевлян был расстрелян; по слухам, за отказ проиграть встречу.
Создание команды «Старт». Прежде чем рассказать про сам матч, углубимся немного в предысторию. В 1941 году немцы захватили Киев. В столице Украины осталась большая группа футболистов. Игроки были задействованы при строительстве оборонительных сооружений и не смогли впоследствии выбраться из окружения. Об их нахождении в Боярском лагере военнопленных узнали заведующий секцией физкультуры Киева Дубянский и профессор Киевского университета, редактор профашистской газеты «Нове українське слово» К. Штепа. Они написали письмо на имя главы киевской управы Александра Оглоблина с просьбой об освобождении «лучших мастеров спорта Украины». В список были включены 8 человек. Вскоре плененных футболистов освободили под расписку о «лояльности» немцам и отнесли к 4 категории «подозрительные».Также зарегистрировались в оккупированном Киеве еще несколько спортсменов. "По разрешению Штадткомисариата и с помощью управы, писала газета в начале июня в Киеве возобновляется спортивная жизнь. Создано спортивное общество "Рух", появляются коллективы на других предприятиях. Хлебозавод уже составил команду из наилучших игроков города".Ее собрал директор Кордикчех. Он мечтал о сильной команде и пригласил на работу тех, кого знал по выступлениям за довоенное "Динамо". Каждый день после работы футболисты играли во дворе завода и много тренировались. Кордик обеспечил футболистов документами и кое-каким питанием, возможностью тренировок на стадионе "Зенит". Свою новую команду ребята назвали «Старт». Но каждый киевлянин знал, кто они такие. Знали это и фашисты, но до поры до времени не трогали, не видя в игроках никакой угрозы
Создание команды «Рух». Одновременно с командой хлебозавода была создана команда «Рух», организатором которой выступил Г.Д. Швецов, экс-игрок киевского «Желдора». При новой власти он всячески прислуживал немцам, работал у Штепы в газете. Основу «Руха» составили служащие органов власти и рабочие киевских фабрик, а из команды хлебозавода за «Рух» иногда играл только Гундарев, а также экс-динамовец Голембиовский. Летом 1942 года, немецкое командование решило разнообразить культурную жизнь захваченной столицы и открыло на Большой Васильковской улице «украинский» стадион. Впрочем, для украинцев вход был воспрещён.
Футбольные встречи. Футбол был игрой для чистокровных арийцев. Скорее всего, именно с целью демонстрации силы арийской нации немцы и решили провести ряд футбольных матчей, в которых немецкие игроки противостояли бы лучшим командам из инородцев. Вспомнили о команде «Старт». А на закрытый до этого стадион было разрешено приходить и украинцам. Пусть поглядят на разгром своих бывших кумиров. Украшением торжественного открытия стадиона был футбольный матч. Первая игра состоялась 5 июня 1942 года. «Старт» победил со счётом 7:2 украинскую команду «Рух». 7 июня "Хлібзавод" выиграл у "Руха" 2:0. Через две недели команду Кордика переименовали на "Старт". Остальные игры с участием «Старта» проходили на стадионе «Зенит», что на улице Керосинной. 21 июня «Старт» сборная венгерского гарнизона 6:2, 5 июля «Старт» сборная румын 11:0, 12 июля «Старт» команда военных железнодорожников 9:1, 17 июля «Старт» воинская команда «PGS» 6:0, 19 и 26 июля «Старт» «MSG.Wal.» (Венгрия) 5:1 и 3:,6 августа обыграли команду немецких зенитчиков "Флакелф" 5:1, 16 августа еще одна победа над "Рухом» 8:0.
Афиша перед матчем с командой немецких зенитчиков "Флакелф".
Через три дня после поражения 6 августа немцы устроили матч- реванш, сколотив усиленную команду. Перед началом игры игроки поприветствовали друг друга. Немцы: «Хайль!», киевляне: «Физкульт привет!». Первый мяч забили немцы. Потом Иван Кузьменко дальним ударом сравнял счёт, и ещё в первом тайме два гола забил Макар Гончаренко. Второй тайм проходил в равной жёсткой борьбе. Немцы забили два гола и сравняли счёт, но затем «Старт» вырвал победу 5:3. Именно этот поединок в Советском Союзе позднее стали называть «матчем смерти», по завершении которого футболисты якобы были расстреляны.
Вход был платным. « Немецкие генералы приехали на поединок», рассказывал позже играющий тренер "Старта" Михаил Свиридовский. Во втором мы решили выбить несколько игроков. Одному колено перебили, он ушел с поля. Генерал кричал, что эти бандиты играют некультурно. Венгерские и румынские военные на стадионе болели за киевлян.».
«Никто из официальной администрации не давил на нас, чтобы сыграли в поддавки, вспоминал уже в годы независимости Макар Гончаренко. Только отдельные люди, то ли из "Руха", или просто сочувствующие нам, уговаривали нас умышленно проиграть, чтобы не дразнить гусей. Но "Старт" выиграл 5:3. Но после того как матч закончился, немцы не арестовали ни одного футболиста. Футбольные встречи ''Старта'' закончились только осенью, когда пошли дожди. Легендарный голкипер «Старта» Трусевич
Состав команды «Матча смерти». Трусевич, Клименко, Свиридовский, Сухарев, Балакин, Гундарев, Гончаренко, Чернега, Комаров, Коротких, Путистин, Мельник, Тимофеев, Тютчев, Кузьменко (в афише не указан, но фигурирует в воспоминаниях Гончаренко и Путистина)
Последствия. Поединок 9 августа 1942 года с легкой руки писателя Льва Кассиля назвали "матчем смерти". Состоялся он якобы между киевским "Динамо" и командой немецких пилотов "Люфтваффе". Украинские футболисты отказались "сдать" игру немцам и в матче почти без правил выиграли, за что их расстреляли. В середине 1960-х об этом даже сняли художественный фильм "Третий тайм". По словам Макара Гончаренко, Швецов после поражения "Руха" от "Старта" пожаловался немцам, что "стартовцы" якобы ведут слишком раскованную жизнь, пропагандируют советский спорт. Кроме того, до войны "Динамо" было структурой НКВД, а футболисты имели офицерские звания. Аресты начались на следующий день после поединка с "Рухом". Задерживали исключительно футболистов "Динамо". Игроков "Локомотива" Сухарева и Мельника не взяли. Заключенных поместили в Сирецкий концлагерь. Первым погиб Николай Коротких. Осенью 1942-го его замучили в гестапо как работника НВКД и по подозрениям в связках с подпольем. В феврале 1943-го произошел конфликт между немецким офицером и одним из узников. После этого за сопротивление офицеру объявили о расстреле каждого третьего узника. Не повезло Трусевичу, Клименко и Кузьменко.
Судьбы живых. Когда фронт приближался к Киеву, Гончаренко при содействии полицаев, бывших футболистов, удалось убежать. Путистин вырвался из плена 5 октября 1943-го. Комаров покинул Киев вместе с немцами. Скитался по разным континентам. Поговаривали, что осел в Канаде. Из тех, кто выступал за "Старт", в полиции служили Тимофеев и Гундарев. Их, как и Швецова, ожидали много лет советских лагерей. После долгих скитаний по концлагерям Балакин, Гончаренко, Мельник, Путистин, Свиридовский и Сухарев были освобождены воинами Советской Армии. Они вернулись в родной Киев, работали в обществе «Динамо». В 1965 году Президиум Верховного Совета РСФСР наградил оставшихся в живых участников «матча смерти» медалями «За боевые заслуги». Погибшие были отмечены медалями «За отвагу». Таким образом футбольная победа была приравнена к воинскому подвигу на поле боя.
В 1971 г. на стадионе «Динамо» был установлен памятник – гранитная скала с горельефными фигурами четырёх футболистов (скульптор Иван Горовой). На памятнике слова Степана Олийника: «За наше сьогодні прекрасне / Вони полягли у двобої... / В віках ваша слава не згасне, / Безстрашні спортсмени-герої».
Заключение По ходу повествования мы уяснили: под «матчем смерти» подразумевался один- единственный, тот, что имел для наших ребят трагические последствия, "Динамо" Киев - "Люфтваффе". В действительности - "Старт" - "Флакельф". Распространенное в советское время убеждение, будто гитлеровцы вынудили киевлян под угрозой смерти игру сдать, подтверждения не получило. Окончательно разрушили миф в постсоветскую эпоху. Рухнула десятилетиями сооружаемая пирамида, распалась на мелкие кусочки Архивные документы, свидетельства очевидцев и самих футболистов сомнений не оставляют: "матча смерти", после которого киевских футболистов расстреляли в тот же день за победу над немцами, не было. При желании фашистское командование расправилось бы за сокрушительные проигрыши со всей командой, а не с отдельными игроками, и сразу, а не спустя полгода после заключительного поединка. Гибель четырех игроков никак с футболом не связана, а стала (в случае с узниками Сырецкого лагеря) стечением трагических обстоятельств. К аналогичному выводу склонилась в результате самостоятельного расследования прокуратура ФРГ. Проведенная чекистами в очищенном от немцев Киеве кропотливая работа вскрыла факты, сомнению не подлежащие. Группа футболистов по разным причинам, объективным и субъективным, осталась в оккупированном городе. Все они, включая освобожденных вскоре из плена, легализовались, получили документы (охранные грамоты), работали на немецком заводе. В свободное время играли в футбол с врагами - артиллеристами, летчиками, зенитчиками, переодетыми во время матчей в спортивную форму.
Не было «матча смерти» или все было не совсем так? Пусть. А сколько солдат той войны сгинули в небытие просто потому, что о них забыли, не сумели, не успели создать миф? «Матч смерти» - это долг уважения всем тем, чьи достойные имена не вписаны в историю. Наши мифы - как могила Неизвестного солдата. Никто не знает, что на самом деле совершил тот парень, что лежит под мраморными плитами в Александровском саду. Но знают главное, он был из тех, кто принес нам победу.