Классический авантюрно - исторический роман. Cэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott) (15 августа 1771, Эдинбург 21 сентября 1832, Эбботсфорд) всемирно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вальтер Скотт АЙВЕНГО Выполнили: Ртищева Екатерина, Соколова Ирина, Макаров Никита Руководители: ИВАНОВА Н.А., БЕЛОКУРОВА М.Я.
Advertisements

ВАЛЬТЕР СКОТТ ( ) «Айвенго». Скотт создатель жанра исторического романа. Шотландским чародеем назвал Вальтера Скотта А. С. Пушкин. «Художник не.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Эпиграф к уроку: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие.
Вальтер Скотт Сведения о жизни и творчестве писателя Учитель Сотниченко Марина Михайловна.
Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Презентация по литературе на тему «Честь» по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Презентация по литературе на тему «Честь» по произведению А.С.
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
МКОУ «Игалинская СОШ» Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Разработка Эфендиева М.М год.
В. СКОТТ АЙВЕНГО Презентация для читательской конференции ученицы 8 А класса Сысоевой Анастасии.
« Капитанская дочка » А. С. Пушкин
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Модель воспитания в историческом романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Выполнила: ученица 8 «А» класса Родионова Анна.
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Обобщающая интеллектуальная игра Обобщающая интеллектуальная игра.
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
1. развивать навыки самостоятельной работы с художественным текстом; 2. укреплять навыки в высказывании и аргументации своего мнения; 3. развивать навыки.
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна «Размышляем над прочитанным…»
Транксрипт:

Классический авантюрно - исторический роман

Cэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott) (15 августа 1771, Эдинбург 21 сентября 1832, Эбботсфорд) всемирно известный английский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа

I. Что такое исторический роман как определенный жанр? Исторический роман – вид романического жанра, исследующий как главную проблему « личность и история » с точки зрения той современности, в которой формируется, живет и работает конкретный автор : 1) опора на исторические документы, подробное описание народного быта и нравов ; 2) индивидуальный авторский взгляд на события прошлого, собственная историческая концепция писателя ; 3) тесное сосуществование вымысла и исторических фактов, судьбы отдельного персонажа и большой истории ; 4) переплетение любовной и политической интриг ; 5) отсутствие волшебства как одно из главных отличий от рыцарского романа

II. Организация пространства и времени в авантюрно-историческом романе: 1. Три пространственные сферы – основные места действия – основные места действия замок (крепость, монастырь) и город - замок (крепость, монастырь) и город, олицетворяющие твердыню государственного порядка; лес и городские трущобы - лес и городские трущобы («локусы», воплощающие мятежную стихию, направленную против государственной власти и общественного порядка); дороги и ее части (тропа, аллея, улица) - дороги и ее части (тропа, аллея, улица), необходимые, чтобы столкнуть героев разной социальной принадлежности.

2. Ход событий в историческом романе (сюжетосложение). В классическом романе встречается ряд типичных ситуаций: выбор жизненного пути или определение на службу главного героя - выбор жизненного пути или определение на службу главного героя (традиция и своеволие героя); двойные ситуации в центральной части - двойные ситуации в центральной части (осада и поединок; пленение героя и суд над ним); финальные сюжетные ситуации - финальные сюжетные ситуации (мотивы свадьбы и казни).

Англосаксы Англосаксы, вытеснившие несколько веков назад с территории Англии племена бриттов (Седрик Сакс, Локсли) Норманны Норманны, завоевавшие Англию в конце XI века ( Ричард Плантагенет, принц Джон, рыцари Храма) 3. Время в историческом романе. Политический конфликт

III. Социальные отношения. В.Скотт создает портрет идеального рыцаря, у которого красота сочетается с умом и благородством, а храбрость с умением сражаться. Айвенго верен своей возлюбленной и своему королю, готов помочь даже гонимому еврею Исааку, хотя, в соответствии с убеждениями того времени, не пристало христианину заботиться о жизни отверженного племени. Он доблестен, честен и лишен корыстолюбия. Однако все эти превосходные качества настолько выделяют Айвенго среди других персонажей, что он кажется наименее убедительным из них…

…впрочем, как и леди Ровена, которая представляет собой типический образ Прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале играет роль заслуженной награды. Ее антиподом в романе становится…

…дочь еврея Исаака красавица Ревекка

Ревекка – яркая, сложная, самобытная натура. В силу своего происхождения поставленная в особое положение, эта смелая и благородная девушка высказывает отношение к происходящим событиям, достойное уст своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда она сопровождает восклицанием : Отпусти ему, Боже, грех кровопролития !, очевидно иначе ( по сравнению с Айвенго ) оценивая воинские подвиги английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведёт философские споры с неукротимым Брианом де Буагильбером о роли судьбы. Ей принадлежат слова, явно опережающие своё время, о том, что люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей. Она способна объективно ( и поэтически ) оценить романтизм характера смелого храмовника : У тебя сильная душа ; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она как запущенный сад принадлежащий нерадивому хозяину : сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки. Ей не суждено быть счастливой : Ревекка воплощает идею автора о том, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать

Айвенго B риан де Буагильбер M орис де Браси Любовный конфликт в романе

Исследователи творчества Вальтера Скотта отмечают, что… … в своих романах писатель осмысляет философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию общества. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых народов со своими покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Не случайно роман «Айвенго» завершается свадьбой рыцаря Айвенго и леди Ровены, и присутствующие на бракосочетании знатные норманны и саксы понимают, что мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадёжного успеха в междоусобной войне, увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племён; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли своё различие.

Задания, выявляющие связь исторических произведений В. Скотта и А. С. Пушкина ( эта работа поможет лучше понять своеобразие пушкинского подхода к истории в « Капитанской дочке »): 1. Айвенго и Гринев. Выпишите правила дворянской чести из романа Пушкина, сравните их с кодексом истинного рыцаря в романе « Айвенго » Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду (напутствие старшего Гринёва) Береги честь смолоду (Эпиграф. Дан издателем.) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить я не могу; На что это будет похоже, когда я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?; Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы (Гринёв) Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду! (старший Гринёв)

2. Найдите в главе « Пугачёвщина » рассуждения Гринёва, полемизирующие с идеей Скотта о закономерностях развития общества. ( Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному своему состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых с покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.) Когда вспомню, что это случилось на моём веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

3. Эпиграфы к главам. Сравните несколько эпиграфов к главам в романе «Айвенго» и несколько эпиграфов в «Капитанской дочке». В чём их роль? 4. Народные баллады и народные песни у Скотта и Пушкина. Сравните роль включённых в текст стилизаций народных баллад в романе «Айвенго» и народных песен в «Капитанской дочке». Например, песня Ульрики (31-я глава) и песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…» (гл. 7 «Незваный гость») 5. Чем похожи Гурт ( раб, затем вольный оруженосец Айвенго ) и Савельич ? Чем они отличаются ? 6. Что общего в принципах построения романов Скотта и Пушкина ? Очевидно, что в центре повествования -- влюблённая пара, чья судьба зависит от поворота исторических событий, два враждующих лагеря, между которыми находится герой. Два лагеря, две правды, одна судьба -- так афористично пишет А.Н. Архангельский в книге «Герои Пушкина». Сравните два смысла сказки, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Пугачёв: Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст! Гринёв: Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

7. Во что верит Айвенго и во что верит Гринёв ? Кто, с вашей точки зрения, более свободен ? 8. Какова роль случая в романах В. Скотта и А. С. Пушкина ? Какие случайности управляют судьбой Айвенго? Случайная встреча с Брианом Буагильбером и приором, которых он отводит в дом своего отца; случайно встречается в доме отца с Исааком и его дочерью; случайно Чёрный Рыцарь оказывается на турнире и спасает Айвенго; случайно узнают свидетели турнира имя Рыцаря, Лишённого Наследства… и так далее. Какие случайности управляют судьбой Гринёва? Случайно застигнутого бураном, его случайно спасает чернобородый мужик, случайно оказавшийся Пугачёвым, Пугачёв случайно узнаёт Савельича и милует Петра Андреича, случайно Гринёв узнаёт, что Маша в руках предателя Швабрина… и так далее. 9. Как вы думаете, можно ли отнести к роману В. Скотта « Айвенго » и роману А. С. Пушкина « Капитанская дочка » известный принцип французского романиста Дюма - отца (« Три мушкетёра » и так далее ): История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину. Аргументируйте свою точку зрения.