Классический авантюрно - исторический роман
Cэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott) (15 августа 1771, Эдинбург 21 сентября 1832, Эбботсфорд) всемирно известный английский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа
I. Что такое исторический роман как определенный жанр? Исторический роман – вид романического жанра, исследующий как главную проблему « личность и история » с точки зрения той современности, в которой формируется, живет и работает конкретный автор : 1) опора на исторические документы, подробное описание народного быта и нравов ; 2) индивидуальный авторский взгляд на события прошлого, собственная историческая концепция писателя ; 3) тесное сосуществование вымысла и исторических фактов, судьбы отдельного персонажа и большой истории ; 4) переплетение любовной и политической интриг ; 5) отсутствие волшебства как одно из главных отличий от рыцарского романа
II. Организация пространства и времени в авантюрно-историческом романе: 1. Три пространственные сферы – основные места действия – основные места действия замок (крепость, монастырь) и город - замок (крепость, монастырь) и город, олицетворяющие твердыню государственного порядка; лес и городские трущобы - лес и городские трущобы («локусы», воплощающие мятежную стихию, направленную против государственной власти и общественного порядка); дороги и ее части (тропа, аллея, улица) - дороги и ее части (тропа, аллея, улица), необходимые, чтобы столкнуть героев разной социальной принадлежности.
2. Ход событий в историческом романе (сюжетосложение). В классическом романе встречается ряд типичных ситуаций: выбор жизненного пути или определение на службу главного героя - выбор жизненного пути или определение на службу главного героя (традиция и своеволие героя); двойные ситуации в центральной части - двойные ситуации в центральной части (осада и поединок; пленение героя и суд над ним); финальные сюжетные ситуации - финальные сюжетные ситуации (мотивы свадьбы и казни).
Англосаксы Англосаксы, вытеснившие несколько веков назад с территории Англии племена бриттов (Седрик Сакс, Локсли) Норманны Норманны, завоевавшие Англию в конце XI века ( Ричард Плантагенет, принц Джон, рыцари Храма) 3. Время в историческом романе. Политический конфликт
III. Социальные отношения. В.Скотт создает портрет идеального рыцаря, у которого красота сочетается с умом и благородством, а храбрость с умением сражаться. Айвенго верен своей возлюбленной и своему королю, готов помочь даже гонимому еврею Исааку, хотя, в соответствии с убеждениями того времени, не пристало христианину заботиться о жизни отверженного племени. Он доблестен, честен и лишен корыстолюбия. Однако все эти превосходные качества настолько выделяют Айвенго среди других персонажей, что он кажется наименее убедительным из них…
…впрочем, как и леди Ровена, которая представляет собой типический образ Прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале играет роль заслуженной награды. Ее антиподом в романе становится…
…дочь еврея Исаака красавица Ревекка
Ревекка – яркая, сложная, самобытная натура. В силу своего происхождения поставленная в особое положение, эта смелая и благородная девушка высказывает отношение к происходящим событиям, достойное уст своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда она сопровождает восклицанием : Отпусти ему, Боже, грех кровопролития !, очевидно иначе ( по сравнению с Айвенго ) оценивая воинские подвиги английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведёт философские споры с неукротимым Брианом де Буагильбером о роли судьбы. Ей принадлежат слова, явно опережающие своё время, о том, что люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей. Она способна объективно ( и поэтически ) оценить романтизм характера смелого храмовника : У тебя сильная душа ; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она как запущенный сад принадлежащий нерадивому хозяину : сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки. Ей не суждено быть счастливой : Ревекка воплощает идею автора о том, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать
Айвенго B риан де Буагильбер M орис де Браси Любовный конфликт в романе
Исследователи творчества Вальтера Скотта отмечают, что… … в своих романах писатель осмысляет философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию общества. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых народов со своими покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Не случайно роман «Айвенго» завершается свадьбой рыцаря Айвенго и леди Ровены, и присутствующие на бракосочетании знатные норманны и саксы понимают, что мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадёжного успеха в междоусобной войне, увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племён; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли своё различие.
Задания, выявляющие связь исторических произведений В. Скотта и А. С. Пушкина ( эта работа поможет лучше понять своеобразие пушкинского подхода к истории в « Капитанской дочке »): 1. Айвенго и Гринев. Выпишите правила дворянской чести из романа Пушкина, сравните их с кодексом истинного рыцаря в романе « Айвенго » Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду (напутствие старшего Гринёва) Береги честь смолоду (Эпиграф. Дан издателем.) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить я не могу; На что это будет похоже, когда я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?; Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы (Гринёв) Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду! (старший Гринёв)
2. Найдите в главе « Пугачёвщина » рассуждения Гринёва, полемизирующие с идеей Скотта о закономерностях развития общества. ( Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному своему состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых с покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.) Когда вспомню, что это случилось на моём веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.
3. Эпиграфы к главам. Сравните несколько эпиграфов к главам в романе «Айвенго» и несколько эпиграфов в «Капитанской дочке». В чём их роль? 4. Народные баллады и народные песни у Скотта и Пушкина. Сравните роль включённых в текст стилизаций народных баллад в романе «Айвенго» и народных песен в «Капитанской дочке». Например, песня Ульрики (31-я глава) и песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…» (гл. 7 «Незваный гость») 5. Чем похожи Гурт ( раб, затем вольный оруженосец Айвенго ) и Савельич ? Чем они отличаются ? 6. Что общего в принципах построения романов Скотта и Пушкина ? Очевидно, что в центре повествования -- влюблённая пара, чья судьба зависит от поворота исторических событий, два враждующих лагеря, между которыми находится герой. Два лагеря, две правды, одна судьба -- так афористично пишет А.Н. Архангельский в книге «Герои Пушкина». Сравните два смысла сказки, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Пугачёв: Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст! Гринёв: Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
7. Во что верит Айвенго и во что верит Гринёв ? Кто, с вашей точки зрения, более свободен ? 8. Какова роль случая в романах В. Скотта и А. С. Пушкина ? Какие случайности управляют судьбой Айвенго? Случайная встреча с Брианом Буагильбером и приором, которых он отводит в дом своего отца; случайно встречается в доме отца с Исааком и его дочерью; случайно Чёрный Рыцарь оказывается на турнире и спасает Айвенго; случайно узнают свидетели турнира имя Рыцаря, Лишённого Наследства… и так далее. Какие случайности управляют судьбой Гринёва? Случайно застигнутого бураном, его случайно спасает чернобородый мужик, случайно оказавшийся Пугачёвым, Пугачёв случайно узнаёт Савельича и милует Петра Андреича, случайно Гринёв узнаёт, что Маша в руках предателя Швабрина… и так далее. 9. Как вы думаете, можно ли отнести к роману В. Скотта « Айвенго » и роману А. С. Пушкина « Капитанская дочка » известный принцип французского романиста Дюма - отца (« Три мушкетёра » и так далее ): История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину. Аргументируйте свою точку зрения.