МБОУ «Ряпинская ООШ» воспитательная программа «Я – гражданин России» участники программы: ученики 1-4 классов (возраст: 6,5 -10лет) классный руководитель: Генералова Н.Н. участники программы: ученики 1-4 классов (возраст: 6,5 -10лет) классный руководитель: Генералова Н.Н.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ряпинская основная общеобразовательная школа» Я-гражданин России Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ряпинская основная общеобразовательная школа» программа «Я-гражданин России» утверждена директором МБОУ «Ряпинская ООШ» Ковтуненко Л.В. от г. срок реализации программы – 4 года ( гг.) авторы программы: Генералова Н.Н.- учитель начальных классов, Морозова Л.В. – завуч по УВР программа «Я-гражданин России» реализуется в МБОУ «Ряпинская ООШ» с. Ряпино год разработки – 2010 г.
Пояснительная записка Пояснительная записка «Воспитание – самое тонкое прикосновение человека к человеку» Сухомлинский В. Воспитать – значит научить жить в гармонии с окружающим миром, научить с радостью воспринимать его, беречь и творить красоту. Это процесс двусторонний, основанный на взаимоотношении воспитателя и воспитуемого. Из поколения в поколение передаются нормы поведения в обществе, отношение к окружающей среде, которые сложились в данной культурной традиции, на данной территории. Но постепенно каждый человек выходит и на уровень «самовоспитания». Жизнь предлагает ему ситуацию выбора поступка, которая требует размышления и осмысления. Воспитание ребенка начинается с момента его рождения и продолжается весь период взросления и становления личности. Оно происходит через общение с окружающими людьми, с природой, через внутреннее общение, внутренний диалог с самим собой. Родители, члены семьи, детский сад, школа, село, город, край, страна, Земля, Вселенная - разные аспекты такого общения. Поэтому воспитание – процесс не только многогранный, но и непрерывный. «Воспитание как общественное явление и необходимость – сложный и противоречивый социально- исторический процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества: быт, общественно- производительную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями… Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений» ( Б.Т.Лихачев. Философия воспитания). Различные направления воспитательной деятельности пронизывают весь учебный процесс и внеклассную работу: воспитание интеллектуальное и физическое, нравственное и эстетическое, духовное и экологическое, патриотическое и гражданское. Из всех перечисленных видов воспитания гражданское воспитание- пожалуй самое, емкое понятие, которое включает в себя все направления. Чтобы воспитать гражданина, нужно привить ему любовь к Родине, заботу о ней, любовь и заботу о своих соотечественниках, родных и близких; любовь и заботу о природе своего края и всей Земли; умение видеть красоту в окружающем мире, искусстве, жить по правилам общечеловеческой нравственности, быть физически и интеллектуально развитым. Гражданское воспитание – это формирование у учащихся представлений о себе как члене общества, обладающего активной гражданской позицией, являющегося носителем ценностных ориентиров, нормативов, культурных традиций, принятых данным обществом. Оно может быть раскрыто во многих понятиях, которые определяют отношение человека к окружающему: любовь, уважение, бережливость, сочувствие, сострадание, внимание, забота, доброта, милосердие, терпимость, преданность, благодарность. Понимание, видение красоты и ее созидание, готовность защитить лучшие проявления жизни на Земле. «Умственное, физическое, нравственное, эстетическое – это и есть гражданское воспитание, ведь ум, физическая культура, нравственность, эстетическая культура важны для личности как способы самореализации в среде себе подобных. Поэтому цель гражданского воспитания… незримо присутствует во всем педагогическом процессе» (Н.Н.Яковлева. Воспитательная работа в школе). Таким образом, гражданское воспитание строится на взаимодействии всех видов воспитания. Формирование у ребенка положительного, позитивного отношения к окружающему миру и людям, - главная задача воспитательной программы «Я -гражданин России»
цели и задачи Цель: помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности жизни; привить положительное отношение к окружающей действительности; жизненный оптимизм, который должен стать источником их жизнедеятельности. Задачи: - изучение потребностей, интересов. Ценностных ориентаций детей; - формирование у детей первичных умений анализировать любую социальную ситуацию; - приобщать детей к разнообразному социально ценному опыту отношений между людьми, основанному на общечеловеческих и культурных ценностях; - формирование ценностных ориентаций личности (потребности и готовности к труду, к здоровому образу жизни, потребности в общении, совместной жизнедеятельности, саморазвитии и самопознании). - создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности; - способствовать формированию правил общению с людьми и окружающим миром, прививать любовь и уважение к Родине, природе, обществу. Близким людям, самому себе; - развивать ученическое самоуправление;
основные принципы приобщать учащихся к традициям школы, семьи, русского народа. Предоставление каждому ребенку возможности участия в реализации программы с учетом его социального опыта и реальных, возрастных возможностей; Опора на общественно – значимые и культурные ценности при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности; Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений при построении системы взаимодействия всех участников программы; Принцип природосообразности – воспитание положительного отношения к ближайшему окружению, формирование чувства малой родины, освоение национальной культуры. приобщать учащихся к традициям школы, семьи, русского народа. Предоставление каждому ребенку возможности участия в реализации программы с учетом его социального опыта и реальных, возрастных возможностей; Опора на общественно – значимые и культурные ценности при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности; Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений при построении системы взаимодействия всех участников программы; Принцип природосообразности – воспитание положительного отношения к ближайшему окружению, формирование чувства малой родины, освоение национальной культуры.
содержание деятельности Воспитательная программа «Я – гражданин России» имеет такие особенности построения процесса воспитания: Этот процесс должен быть целенаправленным; Он должен опираться на положительные факторы и эмоции; Это сложный, длительный, непрерывный процесс и его результаты проявляются не сразу, а отстоят в будущем; Он должен быть основан как на национальной культуре, так и на общечеловеческой; Этот процесс двусторонний и основан на уважении к личности ребенка. Его индивидуальности: воспитание должно стать основой для его будущего саморазвития и самовоспитания; В процессе воспитание взаимодействие с семьей принесет положительные результаты; Процесс воспитания происходит индивидуально и коллективно. Воспитательная программа «Я – гражданин России» имеет такие особенности построения процесса воспитания: Этот процесс должен быть целенаправленным; Он должен опираться на положительные факторы и эмоции; Это сложный, длительный, непрерывный процесс и его результаты проявляются не сразу, а отстоят в будущем; Он должен быть основан как на национальной культуре, так и на общечеловеческой; Этот процесс двусторонний и основан на уважении к личности ребенка. Его индивидуальности: воспитание должно стать основой для его будущего саморазвития и самовоспитания; В процессе воспитание взаимодействие с семьей принесет положительные результаты; Процесс воспитания происходит индивидуально и коллективно.
структура программы включает 5 направлений работы: «Наш дом – планета Земля» «Я и коллектив» «Познаем мир» «Моя семья» «Подумаем о будущем»
«Наш дом – планета Земля» Это направление работы воспитательной программы направлено на предоставление возможности изучать и познавать природу, учиться бережно и ответственно относиться ко всему живому на Земле. Задачи: - формировать у детей видение красоты природы, эстетическое отношение к ней, эмоциональный отклик на проявление красоты - приобщение детей к природному и историческому наследию Чувашии - знакомить с основными представителями растительного и животного мира Чувашии - формировать экологические нормы поведения на природе.
«Я и коллектив» Это направление воспитательной программы направлено на развитие и формирование способности жить в коллективе, соблюдение правил и норм поведения в обществе. Задачи: - формирование чуткого, заботливого, внимательного отношения между детьми, детьми и классным руководителем; - формирование классного коллектива, налаживание товарищеских отношений между детьми, создание в классе теплой, доброжелательной атмосферы; - развитие установок толерантности; - владение приемами разрешения конфликта ненасильственными методами; - сформировать в коллективе умение найти общее мнение по важнейшим вопросам жизни класса. - создание условий для реализации социальной и творческой активности.
«Познаем мир» Это направление воспитательной программы направлено на оказание помощи ребенку в осознанном выборе здорового и безопасного образа жизни, содействие его адаптации в жизни и обществе. Задачи: - формирование ценностного отношения к собственному здоровью; - формирование знаний, умений и навыков по организации досуга, способствовать укреплению здоровья; - освоение и развитие навыков безопасной жизнедеятельности, адекватных действий в нестандартных ситуациях; - формирование интереса ребенка к здоровому образу жизни; - осознание ценности здоровья как непременного условия достижения успеха в жизни; - формирование активной гражданской позиции по отношению к своей стране.
Подумаем о будущем «Подумаем о будущем» Это направление воспитательной программы направлено на раскрытие общечеловеческого фактора: человек всегда думает о будущем с надеждой на благополучие и радость. Задачи: - социализация младшего школьника путем приобщения к народной культуре и традициям - развитие умение принимать активное участие в проводимых праздниках и относиться к ним, как к особому состоянию природы и человека - развитие навыков работы -развитие чувства ответственности за свою деятельность и поступки, самостоятельность в принятии решений
«Моя семья» Это направление воспитательной программы ориентировано на совместную работу родителей, классного руководителя и социального педагога по различным вопросам воспитания и образования младших школьников. Задачи: - учить уважительному отношению к старшим членам семьи; - изучение качеств ребенка. Раскрытие в нем лучших свойств; - развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной; - воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; - способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций.
формы деятельности Беседы Встречи Праздники Утренники Викторины Экскурсии Классные часы Конкурсы Марафоны Беседы Встречи Праздники Утренники Викторины Экскурсии Классные часы Конкурсы Марафоны Игровые лабиринты Внеклассные занятия Игровые программы Турниры Игры – путешествия Школы вежливых наук Экологические и трудовые десанты Акции Устные журналы Игровые лабиринты Внеклассные занятия Игровые программы Турниры Игры – путешествия Школы вежливых наук Экологические и трудовые десанты Акции Устные журналы
этапы реализации I этап: Информационно – организационный: - изучение индивидуальных особенностей личности ребенка и класса в целом; - знакомство детей с проектом; - определение цели и задач проекта; - составление программы и плана воспитательной работы. II этап: Реализация воспитательной программы: - формирование у детей устойчивого интереса к работе по программе; - организация коллективного взаимодействия классного руководителя, родителей и школы для реализации программы; - вовлечение детей в социально значимую деятельность; - обучение и воспитание детей с использованием активных форм и методов воспитания; - развитие культуры межличностных взаимоотношений детей и взрослых; - содействовать формированию лидерской позиции ребенка; - содействовать успешной социализации младшего школьника. III этап: Демонстрационно - итоговый: - подведение итогов по программе; - выявление и поощрение лучших участников; - проведение комплексных итоговых мероприятий.
ресурсное обеспечение 1.В реализации программы участвуют: - классный руководитель -администрация - совет класса - родительский комитет школы и класса 2.Сотрудниками реализации программы являются родители. Они посещают родительские собрания, организуют тематические праздники, осуществляют контроль и помощь в учебе. 3.Для успешной реализации программы в школе имеется материально – техническая база: - оборудованная классная комната - спортивный зал - компьютерный класс - игровая площадка - стадион - аудио- и видеоаппаратура 1.В реализации программы участвуют: - классный руководитель -администрация - совет класса - родительский комитет школы и класса 2.Сотрудниками реализации программы являются родители. Они посещают родительские собрания, организуют тематические праздники, осуществляют контроль и помощь в учебе. 3.Для успешной реализации программы в школе имеется материально – техническая база: - оборудованная классная комната - спортивный зал - компьютерный класс - игровая площадка - стадион - аудио- и видеоаппаратура
Диагностика качества воспитательной работы Анкета школьной мотивации (Лускановой Н.Г.); Методика Е.Е.Кравцовой «Да и Нет»; Проективный тест «Несуществующее животное»; Проективная методика «Рисование семьи» Дж. Дилео; Диагностическая методика «Наши отношения»; Диагностическая методика «Социально – психологическая самоаттестация коллектива»; Диагностическая методика «Социометрия» Дж. Морено. Индивидуальная работа с учащимися: Анкета школьной мотивации (Лускановой Н.Г.); Методика Е.Е.Кравцовой «Да и Нет»; Проективный тест «Несуществующее животное»; Проективная методика «Рисование семьи» Дж. Дилео; Диагностическая методика «Наши отношения»; Диагностическая методика «Социально – психологическая самоаттестация коллектива»; Диагностическая методика «Социометрия» Дж. Морено. Индивидуальная работа с учащимися:
Список литературы v Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, v Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, v Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – – С v Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989 v Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – – С v Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, v Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997 v Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000 v Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996 v Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – – С. 77–84. v Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, v Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, v Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, v Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, v Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – – С. 14– 20. v Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, v Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, v Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», – С. 47–65 v Н. И. Дереклеева Справочник классного руководителя М.: Вако, v Н. И. Дереклеева Родительские собрания М., Вербум, 2001 v М. П. Нечаев Практика управления воспитанием в школе М., 2003, v Т. Н. Максимова «Классные часы» М., «Вако», 2009 v Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, v Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, v Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – – С v Бакштановский В. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 1989 v Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – – С v Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, v Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997 v Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000 v Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996 v Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – – С. 77–84. v Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, v Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, v Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, v Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, v Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – – С. 14– 20. v Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, v Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, v Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», – С. 47–65 v Н. И. Дереклеева Справочник классного руководителя М.: Вако, v Н. И. Дереклеева Родительские собрания М., Вербум, 2001 v М. П. Нечаев Практика управления воспитанием в школе М., 2003, v Т. Н. Максимова «Классные часы» М., «Вако», 2009