Повышение качества знаний по предметам естественно- географического цикла.
План Диагностика качества знаний. Меры по предупреждению неуспеваемости. Мотивация учения и способы её повышения. Качество знаний по химии.
Относительность и субъективность диагностики объясняется: Результаты обучения: знания, умения, навыки, степень усвоения не имеют количественной формы выражения. Не выработаны методы измерения учебной деятельности, о ней судят непосредственно по ответам, по действиям учащихся.
Педагог каждый раз должен обосновывать оценку, руководствуясь логикой и существующими критериями во избежание конфликта с учащимися. Необходимо выработать единый критерий оценки по каждому отдельному предмету. По химии 8 класс 60%-80% - «3» 80%-95% - «4» 95%-100% - «5» 9 класс нижняя планка на «3» снижается до 50%
Результаты диагностики По итогам каждой По результатам ЕГЭ и четверти есть экзаменов в 9 классах неуспевающие успеваемость 100%, качество 100%
Причины неуспеваемости 1 категория: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие. 2 категория: недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей. 3 категория: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания.
Причины неуспеваемости по химии. У 57,8% восьмиклассников способность действовать в уме не сформирована. Причем у 17,7% учащихся нет даже необходимых исходных предпосылок для ее формирования. Ее сформированность имеет огромное значение в обучении химии, поскольку содержание предмета требует постоянного оперирования условными заместителями чувственно не воспринимаемых объектов (химическими знаками и их «производными»: формулами, уравнениями реакций и т.п.). Существующее сегодня в практике обучения химии противоречие между повышением теоретического уровня изучения предмета на начальном его этапе и недостаточной сформированностью навыков логического мышления у учащихся порождает у последних своеобразный психологический барьер. Выражением его является резкое снижение интереса учащихся к предмету, которое в последние годы наблюдается уже в начале второго полугодия 8-го класса.
Цели работы по повышению качества знаний. Выявить причины неуспеваемости. Увеличить число хорошистов и отличников. Перейти на уровень социально-значимых результатов. Задачи. Предупреждение неуспеваемости за год. Повышение качества обученности. Создание собственных продуктов, готовых к практическому применению для формирования мотивации учения (переводные экзамены по физике и химии в первый год изучения предмета). Развитие у учащихся внутренней мотивации. Осознание значимости приобретаемых знаний по химии.
Педагогические технологии и формы организации деятельности. Для слабоуспевающих учеников: Обучение в сотрудничестве. -Командная и групповая работа -Текущий контроль в форме взаимо- и самоконтроля -Взаимопомощь учащихся в восполнении пробелов - Создание ситуации «успеха» -Разноуровневые контрольные работы Дифференцированный подход. -Индивидуализация домашних заданий. -Консультации во внеурочное время.
Педагогические технологии и формы организации деятельности. Для повышения качества обученности и для достижения социально-значимых результатов. Проектные методы. «Дебаты». Компьютерные технологии. Технология критического мышления. - Конкурсные проекты, защита рефератов, обучающие самостоятельные работы, круглые столы.
Мотивации и потребности. Мотивация – одно из неотъемлемых условий обучения, от которого зависят результаты учебной деятельности, психологическое состояния ученика, его отношению к предмету и образованию в целом. К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. За каждом мотивом стоит потребность: Потребность в творчестве и в творческом труде Потребность быть личностью Потребность в самоутверждении и самовыражении Потребность в общении Потребность в познании
Способы повышения мотивации. Создание проблемной ситуации Привлечение учащихся к оценочной деятельности Необычная форма обучения Привлекательная цель Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения Приём «Лови ошибку» Приём «Нарисуй, как понял» Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика