Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО семинар 05 марта 2011 г.
ТЕРМИНОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Школьные трудности - комплекс проблем, возникающий у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушению состояния физического и психического здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения (неуспеваемости). Learning difficulties- затруднение в овладении чтением, письмом, счетом, не связанные с умственной отсталостью и глубокими нарушениями функционального развития. Learning disabilities Poor viriting Poor reading Dyslexia (дислексия) - visual dyslexia - Visual-motor dyslexia - Developmental dyslexia - Verbal dyslexia - Дислексия, дисграфия, - дискалькалькулия - - глубокие (выраженные) нарушения процессов чтения, счета. - Легастения – комплексные школьные трудности - Алексия, аграфия, акалькулия - Неуспеваемость Dysgraphia (дисграфия) Dysgraphia (дисграфия) - visual dysgraphia - Visual-motor dysgraphia - motor dysgraphia Dyscalculia (дискалькулия) Dyscalculia (дискалькулия) - Visual-motor dyscalculia - Verbal dyscalculia - Developmental dyscalculia - Dysgraphic form
Причины школьных трудностей Школьные трудности Экзогенные факторы Эндогенные факторы Смешанные факторы Экология пре-перинатальная патология нарушения нейросенсорного развития ОСОБЫЕ ГРУППЫ РИСКА: -ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ -МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ -ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ -ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ Социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований) Экологические Педагогические (ШФР) Генетические Пре-перинатальная патология Отклонения в физическом и психическом здоровье Нарушения нейросенсор- ного развития Несформированность мозга (коры и регулятор- ных структур) Возрастная несформиро- ванность школьно- значимых познавательных функций
Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
Школьные трудности как фактор риска нарушений здоровья Школьные трудности -снижение академической успешности обучения; -нарушение поведения; - невыполнение требований Нарушение физического развития и состояния здоровья нарушение физического развития; психосоматические заболевания; обострение и возникновение хронических заболеваний. Нарушение психического здоровья неврозоподобные расстройства; неврозы; депрессивные состояния; синдром хронической усталости. ШФР Нарушение социально- психологической адаптации трудности контактов; конфликты со сверстниками и взрослыми; агрессивность, вспыльчивость; замкнутость, депрессия; снижение учебной мотивации, отказ от учебы. ФСР
Благодарю за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г. Москва, ул. Погодинская, д.8 корп.2 Тел/факс (499) Сайт: