М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 17 Г. Н ОВОАЛТАЙСКА » Методическое объединение «ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКВОДИТЕЛЯ» 2012г.
П ОВЕСТКА ДНЯ : 1.«Диагностика в работе классного руководителя» (Огнянникова О.Ю., зам. директора по ВР) 2.Выступления по теме (Иванова И.А., кл. рук. 1кл.) 3.Разное
Н ЕСКОЛЬКО СТРОК В ТЕМУ … Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной (Д. Добсон) В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности. ( Щуркова Н.Е.)
К. Д.У ШИНСКИЙ «…чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях.»
Д ИАГНОСТИКА ( ОТ ГРЕЧ. DIAGNOSTIKOS – СПОСОБНЫЙ РАСПОЗНАВАТЬ ) – ЭТО ОЦЕНОЧНАЯ ПРОЦЕДУРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ, ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИННОГО УРОВНЯ ( НАПРИМЕР, ВОСПИТАННОСТИ ). В НАШЕМ СЛУЧАЕ – ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования. (С.И.Ожегов) Диагностика – 1. Диагностировать – поставить диагноз. 2. Учение о способах диагноза. 3. Установление диагноза (С.И. Ожегов) Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица). Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Диагностика (от греч. диа – прозрачный и гнозис – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)
С УЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).
В ИДЫ ДИАГНОСТИКИ Полная Частичная Предварительная (вводная) Промежуточная Итоговая (конечная) По объемному показателю По алгоритму последовательности
Ф ОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ наблюдение, беседа, анкетирование и другие опросные методики, моделирование, социометрические и проективные методы, анализ документов и работ воспитанников, метод незаконченных предложений, рисование, метод столкновения взглядов, позиций, срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки творческих работ детей и т.д.
П РИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 1. Принцип систематичности. 2. Принцип наглядности. 3. Принцип объективности. 4. Принцип оптимальности. 5. Принцип системности, комплексности методик. 6. Принцип учета и преемственности между возрастами.
П РАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ 1.Установление контакта между педагогом и ребенком. 2.Диагностика проводится в течение 15–30 минут. 3. Все участники диагностики должны быть поставлены в одинаковые условия. 4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. 5.Результаты обследования должны обязательно фиксироваться. 6.Тщательный анализ результатов обследования.
Ф УНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ : Психотерапевтическая Коррекционная Развивающая
Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.
С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работы. Москва. Центр Педагогический поиск Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.– М., Интернетресурсы. http// it – n.ru Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., Формирование диагностических умений студентов в процессе педагогической практики: Методические рекомендации. – Уфа, Интернетресурс Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение,1985. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Краснодар. Эксперементальный центр развития образования Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. Москва. Новая школа
К ОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ : МБОУ «СОШ 17 города Новоалтайска»: ул.Крылова, 5 тел. 8(38532) Адрес электронной почты: Школьный сайт: novoaltshkola.ucoz.ru Огнянникова Ольга Юрьевна – заместитель директора по воспитательной работе Рабочий телефон: тел. 8(38532) Сотовый телефон: Адрес электронной почты: