Реформа ЖКХ: концепция реформы, основные направления в годах, роль местного самоуправления Н.Поличка, сентябрь 2007, Арсеньев
Зачем реформа ЖКХ? Существовавшая модель Существовавшая модельпредоставления жилищно-коммунальных услуг и управления отраслью привела ЖКХ страны к системному кризису!
Показатели кризиса: Высокий износ основных фондов - более 60 % Кредиторская и дебиторская задолженности более 300 млрд.руб. Большой объем ветхого и аварийного фонда - 93 млн. м2 Большая доля нерентабельных предприятий - 58% До 500 млн.м2 панельных домов первого поколения нуждаются в капитальном ремонте и модернизации Высока доля неплательщиков за услуги ЖКХ при крайне усложненной процедуре взыскания долгов
Показатели кризиса: низкое качество предоставляемых услуг; высокая себестоимость услуг; высокие затраты бюджетов всех уровней на обеспечение экономической доступности услуг ЖКХ для граждан; отсутствие стимулов у граждан и организаций ЖКХ к экономии ресурсов; …..
Исходная ситуация Конституция СССР (1977 год) Статья 10. Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программ строительства благоустроенных жилищ, невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Модель ЖКХ до начала реформы Конституционное право граждан на жилище обеспечивается государством через строительство и содержание государственного жилого фонда. Собственником государственного жилого фонда являются органы власти. Граждане получают жильё от государства в порядке очереди на условиях социального найма. Государство через созданные им предприятия строит жильё, обслуживает жильё, производит жилищно-коммунальные услуги. Монополия государства на жильё, производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг!
Последствия монополии государства Для граждан: дефицит жилья и ЖКУ, низкое качество жилья и ЖКУ. Для государства-собственника: высокая стоимость жилья и ЖКУ, что ложилось тяжёлым бременем на все уровни бюджетной системы.
Концепция реформы ЖКХ
Пути решения проблем ЖКХ Развитие рынка жилья Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) через: ограничение монополистической деятельности государства на данных рынках, в том числе: отказ от права собственности на жильё, отказ от роли поставщика ЖКУ; формирование нового собственника жилья и потребителя ЖКУ, содействие развитию предпринимательства - поставщиков ЖКУ и жилья.
Концепция реформы ЖКХ Основные элементы рынка Исходная ситуация Результат реформы Потребители ЖКУ Государство Собственники жилья Поставщики ЖКУ Государство Бизнес Инфраструктура отрасли- коммунальные сети Государство Государство, бизнес – на правах частной собственности, аренды, концессии Регуляторы рынка Государство Государство, саморегулируемые организации
Закон РФ от N «О приватизации жилищного фонда в РФ» Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Итоги реформы в гг. Доля приватизированного жилого фонда достигла 77%. Увеличивается доля предприятий смешанной и частной собственности: На рынке жилищно-коммунальных услуг частные компании обслуживают почти 12 млн. человек; Рост объема жилищно-коммунальных услуг: 2005 г. – 1 трлн. 200 млрд. руб г. – 1 трлн. 355 млрд. руб г.2006 г. теплоснабжение – 57% водоснабжение – 41% жилищные услуги – 64% теплоснабжение – 57% водоснабжение – 44% жилищные услуги – 77%
Итоги реформы в гг. На 40% снизилось количество нерентабельных предприятий; Увеличивается число субъектов РФ, предприятия ЖКХ в которых завершили год с положительным финансовым балансом: 2004 г. – 13 субъектов 2005 г. – 18 субъектов 2006 г. – 29 субъектов
Итоги реформы в гг. Плата населения за жилищные услуги: в 2005 году составила 67% от полного тарифа, в 2006 году – 82,5%. Собираемость платежей населения увеличилась до 93% от предъявленных к оплате сумм.
Итоги реформы в гг. Механизм предоставления субсидий как инструмент обеспечения доступности ЖКУ: 1. Введен государственный стандарт по ограничению объема оплаты в зависимости от совокупного дохода семьи - 22% 2. Доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг: 2004 г. – 13,7% 2005 г. – 12% 2006 г. – 10,2% 3. Около 16% в виде компенсаций и льгот социально незащищенным гражданам оплачиваются из бюджетов
Что ещё не сделано? 1. Не сформирован полноценный новый собственник жилья в многоквартирных жилых домах, в функции которого входит: - содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 30 Жилищного кодекса РФ); - управление общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 44 Жилищного кодекса РФ)
Что ещё не сделано? 2. Мала доля бизнеса на рынке ЖКУ, от которого ожидается выполнение следующих функций: поставка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами поставка ЖКУ (производство и предоставление гражданам и организациям); участие в развитии коммунальных сетей; участие в управлении отраслью через организации саморегулирования.
УКАЗ 28 июня 2007 года N 825 Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» Показатели эффективности: 22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту РФ, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ либо ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности). 23. Доля убыточных организаций жилищно- коммунального хозяйства.
Основные направления реформы в годах
План действий федеральной власти 1. Развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний 2. Развитие конкурентных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг 3. Развитие государственно-частного партнерства 4. Совершенствование тарифной политики 5. Совершенствование бюджетной политики. Социальная защита граждан
Инструменты реформы ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Проект федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ и о внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» Приказ Министра регионального развития от 27 июня 2007 г. 54 О комплексе мероприятий Министерства регионального развития Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на годы …….
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Условия предоставления финансовой поддержки В случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 года: 1)на территории субъекта РФ организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъекта РФ или муниципалитета не более чем 25%; 2) количество организациями коммунального комплекса, которые используют объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды, или концессионному соглашению, составляет не менее чем 25% от общего числа организаций коммунального комплекса; 3) субъект РФ берёт обязательство увеличить долю в общем количестве таких предприятий (см. п.2)) до 1 января 2010 года до 50%, до 1 января 2011 года до 80%.
УКАЗ 28 июня 2007 года N 825 Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» Показатели эффективности: 22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту РФ, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ либо ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности). 23. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Роль местного самоуправления в реформировании ЖКХ в условиях законов: ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ФЗ от 24 июля 2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"
Понятие местного самоуправления Местное самоуправление это форма осуществления народом своей ВЛАСТИ, обеспечивающая … самостоятельное и под свою ответственность РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННО И (ИЛИ) ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ст. 1 ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Основы местного самоуправления 1)Местное самоуправление – это власть, а значит для него действуют нормы публичного права. 2)В соответствии с методом правового регулирования, принятом в публичном праве, «Власть может делать только то, что ей предписано». Это означает, что местное самоуправление может решать только те вопросы местного значения, которые установлены законом. 3)Решение вопросов местного значения может осуществляться в двух вариантах: населением непосредственно и органами местного самоуправления; населением непосредственно и органами местного самоуправления; органами местного самоуправления. органами местного самоуправления.
Вопросы местного значения в ЖКХ организация в границах городского округа электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; содействовать развитию малого предпринимательства; Федеральный закон 131-ФЗ ст. 16 п. 4), 6), 33)
Задачи по закону 131-ФЗ Содействовать становлению населения как полноценного собственника своего жилья. Содействовать развитию предпринимательства на рынке услуг по управлению жилым фондом. Организовывать в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, путём содействия развитию предпринимательства на рынке ЖКУ.
Полномочия органов местного самоуправления (209-ФЗ, ст.11) создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1)формирование и осуществление муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства….. 3) формирование ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Инфраструктура поддержки система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
Формы поддержки финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Имущественная поддержка Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки.. осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
Имущественная поддержка В случае, если при органах … исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, то … передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.
Цели координационных или совещательных органов: 1) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 2) выдвижение и поддержка инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 3) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов РФ, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) выработка рекомендаций органам исполнительной власти РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства; 5) привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработка по данным вопросам рекомендаций.