Составитель: Малетина Н.Л., педагог-психолог, методист.
Специалисты
Методист по работе с РАС. Задача: Организационно- методическая помощь в работе команды специалистов, супервизия.
Ведущий специалист (психолог, назначается заведующим коррекционным отделением). Задача: Координация работы команды специалистов, проведение основной коррекционно- развивающей работы с ребенком.
Сопутствующие специалисты (логопед, дефектолог, нейропсихолог, социальный педагог; назначаются по итогам консилиума исходя из рекомендаций ведущего специалиста). Задача: проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Этапы работы:
1. Диагностический этап
1.1. Общая оценка уровня адаптации. Метод: Шкала адаптивного поведения Вайнленда (VABS) Под ред. Сайфутдиновой Л. Р Диагностику осуществляет ведущий специалист. Результат: Протокол диагностики.
Углубленная диагностика. А. Для детей младше 5 лет или при значительном снижении интеллектуального развития. Метод: Психолого Педагогический профиль развития (РЕР). Б. Для детей старше 5 лет. Метод: Стандартные диагностические методики. По результатам диагностики ведущий специалист составляет заключение и индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с ребенком. Данные результаты выносятся на консилиум.
Консилиум по результатам диагностического периода. Ответственный за проведение: методист по работе с РАС. Участники: методист по работе с РАС, ведущий специалист, другие специалисты (привлекаются при необходимости). Результат: утвержденная программа коррекционно- развивающей работы с ребенком, рекомендации по присоединению необходимых ребенку сопутствующих специалистов, сроки супервизии.
Коррекционный этап
Ведущий специалист (и сопутствующие специалисты) проводят коррекционно- развивающую работу исходя из целей и задач, поставленных в программе работы. Программа рассчитана на 8 занятий, по истечению данного периода ведущий специалист проводит оценку эффективности работы и составляет программу на следующий период. При необходимости согласует программу с другими специалистами. Составленная программа заверяется на супервизии у методиста по работе с РАС. При необходимости методист посещает занятия специалистов.
Итоговая диагностика. Проводится ведущим и сопутствующими специалистами. На основе результатов диагностики ведущим специалистом составляется сводное заключение по итогам коррекционно-развивающей работы с ребенком, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению.
Итоговый консилиум: Ответственный за проведение: методист по работе с РАС. Участники: методист по работе с РАС, ведущий специалист, другие специалисты (привлекаются при необходимости). Ведущий специалист представляет сводное заключение по итогам работы с ребенком, обозначает рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
Виды коррекционно- развивающей работы с детьми с РАС
Индивидуальная коррекционно- развивающая работа: ведется под руководством ведущего специалиста (психолога) при участии сопутствующих специалистов (дефектолог, логопед, нейропсихолог и т.д.).
Методы и программы: -Элементы игровой и арт-терапии, -TEACCH, Э.Шоплер, Р.Райхлер. -Элементы ABA (Прикладной Поведенческий Анализ) -«Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.» М.Питерси, Р. Трилор. М.
Групповая коррекционно- развивающая работа: назначается по рекомендации ведущего специалиста и осуществляется специалистом коррекционной группы.
Направления: - Социальная адаптация, - СБО, - Развитие коммуникативной сферы, - Подготовка к школе.
Работа с родителями детей с РАС
1.Консультативная деятельность.
1.1. Консультации по итогам диагностического периода проводится ведущим специалистом с целью выработки общих подходов в коррекционно-развивающей работе с ребенком. Периодичность: по окончанию первичной и итоговой диагностики.
1.2. Консультации по вопросам обучения и воспитания ребенка по запросам родителей проводятся специалистами по мере необходимости.
Консультации по итогам коррекционно- развивающей работы проводятся ведущим специалистом после итогового консилиума с целью сообщения результатов работы с ребенком и рекомендаций по дальнейшему образовательному маршруту.
Консультации по коррекции ДРО проводятся семейным психологом по рекомендации ведущего специалиста. Периодичность: определяется консультирующим специалистом в зависимости от специфики случая.
Совместные занятия. Проводятся ведущим специалистом и сопутствующими при постановке соответствующих задач в работе. Периодичность: каждое 4 занятие
Групповая работа с родителями назначается по рекомендации ведущего специалиста или при желании родителя осуществляется самозапись. Периодичность: определяется программой групповой работы, в среднем не реже 1 раза в 2 недели.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ