А. А. КАНЬКОВА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ Профилактика Компьютерной зависимости у детей и подростков
Плюсы и минусы компьютерных игр + Развивают творческое мышление + Развивают умение овладевать новыми логическими операциями + Развивают представление о способах предметного манипулирования + Снимают психическое напряжение + Способствуют социальной адаптации + Тренируют скорость реакции Деформируют самосознание и эмоциональную сферу Способствуют переутомлению Вытесняют реальные межличностные отношения Снижают мотивацию к другим способам получения информации о внешнем мире
Головоломки К этому виду относятся компьютерные варианты различных настольных игр – шахмат, шашек, нардов и т.д. Игра вызывает азарт, который заключается в желании обыграть компьютер, показав свое превосходство над ним. Игры на быстроту реакции Это игры, в которых игрок должен проявить ловкость и быстроту реакции. Сюжет отсутствует. Мотивация основана на азарте, заключающемся в желании набрать большее количество очков. Такие игры вполне могут сформировать психологическую зависимость у человека. Игры на быстроту реакции Это игры, в которых игрок должен проявить ловкость и быстроту реакции. Сюжет отсутствует. Мотивация основана на азарте, заключающемся в желании набрать большее количество очков. Такие игры вполне могут сформировать психологическую зависимость у человека. Виды игр
Аркадные игры Это игры, имеющие небольшой сюжет и героев, за одного из которых действует игрок. Цель игры – собрать большее количество призов, при этом быстро передвигаться, ускользая от опасностей, стрелять, управлять транспортным средством и т.д. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Азартные игры Это компьютерные варианты карточных игр, рулеток, игровых автоматов, то есть всего того, во что играют в казино.
Ролевые игры Этот вид игр отличается более масштабным сюжетом и интересными ролями. Цель – это не просто собрать призы или убить как можно больше персонажей, а спасти человечество, например. Персонажи становятся более емкими и психологичными, в результате чего человек больше вживается в роль, глубже входит в виртуальную реальность игры и отрешается от действительности. Ролевые игры Этот вид игр отличается более масштабным сюжетом и интересными ролями. Цель – это не просто собрать призы или убить как можно больше персонажей, а спасти человечество, например. Персонажи становятся более емкими и психологичными, в результате чего человек больше вживается в роль, глубже входит в виртуальную реальность игры и отрешается от действительности.
Признаки компьютерной зависимости Психические признаки: возникновение чувства радости и эйфории во время игры на компьютере или игровой приставке; отсутствие контроля за временем в процессе игры; неуклонное стремление увеличивать время игры; не имея возможности поиграть, возникают раздражение, гнев, чувство угнетенности, ощущение пустоты или депрессия; использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками или коллегами по работе. Соматические признаки: сухость глаз; запоры; отсутствие аппетита; неряшливость; боли в животе.
В период максимальной зависимости от компьютерной игры человек может играть по 30–50 ч в неделю, при этом продолжительность игры достигает 14–18 ч. На стадии привязанности эти же игроки тратят на игры всего 20–30 ч в неделю при продолжительности одной игры не более 4–5 ч.
Механизмы формирования зависимости Уход от реальностиПринятие роли Цель - компенсировать негативные жизненные переживания
крайне несамостоятельность слабая воля ранимость не способность воспринимать критику или неодобрение не желание брать на себя ответственность и принимать решения тенденция к подчинению другим людям. Человек с пассивной жизненной позицией. Тип личности Характеристика :
Рекомендации по предупреждению Разъяснительная работа среди детей и подростков Разъяснительная работа с элементами обучения среди родителей, так как отсутствие компьютерной грамотности обусловливает невозможность контроля и коррекции ребенка Ограниченное (императивное) пребывание в сети Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом.
Дошкольникам можно играть на компьютере не более минут в первой половине дня задолго до сна Детям с 7 до 10 лет – минут Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами. Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал. Временные ограничения
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера Познакомьте его с временными нормами Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы) Приобщайте к домашним обязанностям Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе его проблем Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом Знайте место, где ребенок проводит свободное время Учите правилам общения, расширяйте кругозор Научите способам снятия эмоционального напряжения Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ Играйте в настольные игры, приобщайте к играм своего детства Не разрешайте выходить в интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации Говорите об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте установленные правила.
Направления первичной профилактики Поддержка научных исследований в области КИЗ среди несовершеннолетних Реализация пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей, подростков, образовательную среду, семью. Целенаправленное и широкое подключение к этой деятельности общественных движений, организаций, граждан, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости. Система мониторинга не только распространённости, но и эффективности действия системы первичной профилактики КИЗ
Благодарю за внимание! Т. 41 – Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, 25 МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество»