Подготовка к ЕГЭ: часть С Выступление учителя русского языка и литературы Ефремовой И.Л.
Психологический настрой учащихся Всё в твоих руках!
Работа с критериями оценивания ответа на задание С1 К 1Формулировка проблем исходного текста 1 К 2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста2 К 3Отражение позиции автора исходного текста1 К 4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 3 К 5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения2 К 6Точность и выразительность речи 2 К 7Соблюдение орфографических норм2 К 8Соблюдение пунктуационных норм2 К 9Соблюдение языковых норм2 К 10Соблюдение речевых норм2 К 11Соблюдение этических норм1 К 12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) 21
Словарик терминов Аргумент довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Исходный текст текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому Комментарий проблемы толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста Коммуникативный замысел попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте Проблема исходного текста основной вопрос, поставленный в тексте. Проблематика совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте. Позиция автора отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы). Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты, примеры из собственной жизни и т.д.). Фактологическая точность - отсутствие фактических ошибок в фоновом материале. Формально заявленное мнение бездоказательное мнение («Я согласен / не согласен с автором»). Формулировка проблем исходного текста определение основных вопросов, поставленных автором в тексте. Этически корректно сформулировать своё мнение т.е. деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться ).
Поэтапная отработка каждой части сочинения Использование интерактивного плаката «Сочинение-рассуждение»»
Пишем сочинение целиком
Трафарет-помощник 1 абзац. Формулировка проблемы. (Автор рассматривает проблему… ) __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2 абзац. Комментарий к проблеме. (Размышляя над актуальной во все времена проблеме, автор обращается…) __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3 абзац. Авторская позиция. (Автор считает, что…) (Я согласен с позицией автора…) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4 абзац. Аргументация. 1 аргумент (Согласно библейским заповедям…)__________________________________________________ 2 аргумент ( В качестве аргумента хочу привести высказывание Д.С.Лихачёва …) __________________________________________________________________ 5 абзац. Заключение. (Исходя из всего сказанного...) _________________________________________________________________
Работа над критерием 4. К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Блоки проблем Проблемы Литературный материал Человек и общест- во Проблема несправед- ливости социаль- ного устройства общества. 1. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни. 2. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей. 3. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя. 4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
Работа над критериями 7,8,9,10 – коллективное редактирование К7 - Соблюдение орфографических норм К8 - Соблюдение пунктуационных норм К9 - Соблюдение языковых норм К10 - Соблюдение речевых норм
Участие в творческих конкурсах - средство развития творческих способностей учащихся Победители и призёры 2008 г. Андреева Виктория (11 класс) – номинант Всероссийского творческого конкурса «Покори Воробьёвы горы» Ушенина Александра(11 класс) - победитель районного конкурса «Рыцари пера» Можайкина Анна (11 класс) - победитель районного конкурса «Рыцари пера» Шумилова Христина (11 класс) – победитель районного конкурса «Рыцари пера»
Участие в творческих конкурсах - средство развития творческих способностей учащихся Победители и призёры 2009г. Николаева Екатерина (9 класс) – 3 место в городском конкурсе сочинений «Нет сильнее человека во Вселенной никого» Кочеткова Виктория (6 класс) – победитель конкурса сочинений «Русь называют святой» в рамках межрегиональных чтений юных богословов «Духовность третьего тысячелетия», Кочеткова Виктория (6 класс) - 1 место в международном конкурсе эссе «Читая Гоголя» Кочеткова Виктория (7 класс) – 1 место в городском конкурсе сочинений «Подснежники Чувашии»
Результаты ЕГЭ