ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики
II вариант – Республиканское унитарное предприятие II вариант – Республиканское унитарное предприятие I вариант – Без образования юридического лица (как отдельная строчка в республиканском бюджете) I вариант – Без образования юридического лица (как отдельная строчка в республиканском бюджете) III вариант – Открытое акционерное общество III вариант – Открытое акционерное общество V вариант – Закрытый паевой инвестиционный фонд V вариант – Закрытый паевой инвестиционный фонд Варианты форм создания фонда Варианты создания в Чувашской Республике Венчурного фонда IV вариант – Некоммерческая организация в форме фонда IV вариант – Некоммерческая организация в форме фонда VI вариант – Простое товарищество VI вариант – Простое товарищество В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. 249 имеется возможность привлечения федеральной субсидии на конкурсной основе
Бюджетный фонд 1) является устаревшим механизмом бюджетного регулирования инвестиционных процессов; 2) отсутствует возможность привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов; 3) сфера деятельности ограничена только направлением финансирования приоритетных инновационных проектов; 4) требует ежегодного пополнения из бюджета и максимальный размер ограничен возможностями бюджета (30-50 млн.рублей); 5) тормозит создание и запуск саморегулирующихся рыночных механизмов венчурного инвестирования. 1) требует минимальных организационных затрат, так как дублирует деятельность Правительственной комиссии по отбору инновационных проектов; 2) отсутствие управленческих расходов; 3) жесткий государственный контроль за расходованием средств
Открытое акционерное общество 1) двойное налогообложение инвестиций и дивидендов; 2) неустойчивый состав собственников, который может быть изменен в любое время; 3) возможность изменения политики и целей общества в любой момент. - 1) Простота передачи всего комплекса прав, связанных с участием в обществе; 2) Возможность с большой эффективностью проводить увеличение уставного капитала; 3) Акционеры взамен учредительского взноса получают акции, которые могут свободно обращаться на рынке и на которые начисляются дивиденды; 4) Существует возможность продажи бизнеса; 5) Акционерами могут быть как юридические, так и физические лица
Общие характеристики некоммерческих организаций в форме фонда Признаки фонда как некоммерческой организации 1. Отсутствие членства 2. Имущественная база создана за счет добровольных имущественных взносов 3. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с поставленными общественно полезными целями 4. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но прибыль не подлежит распределению между участниками фонда. 6. При ликвидации фонда, остаток его имущества (после удовлетворения требований кредиторов) не распределяется между учредителями. Преимущества некоммерческой организации в форме фонда: 1. Практически неограниченное использование прибыли на уставные цели 2. Более благоприятные условия налогообложения
Региональные венчурные фонды Татарстан млн. рублей Москва млн. рублей Пермская область млн. рублей Московская область млн. рублей Томская область - 60 млн. рублей Красноярский край - 60 млн. рублей Региональные венчурные фонды на паритетных началах с федеральным бюджетом созданы в 6 регионах. Из федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры венчурного инвестирования направлено 560 млн.рублей
Формирование имущества фонда Средства Республиканского бюджета, заложенных на инновационное развитие в 2006г. – 32,76 млн.рублей На реализацию инновационных проектов – 12,76 млн.рублей Первоначальный вклад в формирование Венчурного фонда – 20 млн.рублей Республиканский бюджет ЧР – 20 млн.рублей Коммерческие организации – 50 млн.рублей учредительские взносы;учредительские взносы; ведение фондовых операций – приобретения и последующей продажи долейведение фондовых операций – приобретения и последующей продажи долей в бизнесе инновационных организаций, как существующих, так и вновь в бизнесе инновационных организаций, как существующих, так и вновь создаваемых; создаваемых; добровольные взносы и пожертвования банковских структур и коммерческих добровольные взносы и пожертвования банковских структур и коммерческих организаций, в том числе малого бизнеса; организаций, в том числе малого бизнеса; предоставление кредитов на возвратной основе и т.д. предоставление кредитов на возвратной основе и т.д.
II вариант – Республиканское государственное унитарное предприятие II вариант – Республиканское государственное унитарное предприятие I вариант – Без образования юридического лица (как отдельная строчка в республиканском бюджете Чувашской Республики) I вариант – Без образования юридического лица (как отдельная строчка в республиканском бюджете Чувашской Республики) III вариант – Открытое акционерное общество III вариант – Открытое акционерное общество V вариант – Закрытый паевой инвестиционный фонд V вариант – Закрытый паевой инвестиционный фонд Варианты форм создания фонда Варианты создания в Чувашской Республике Венчурного фонда IV вариант – Некоммерческая организация в форме фонда IV вариант – Некоммерческая организация в форме фонда VI вариант – Простое товарищество VI вариант – Простое товарищество С участием республики
Мировой опыт создания Венчурных фондов Limited Partnership – коммандитное товарищество. Limited Partnership – коммандитное товарищество. Наиболее хорошо зарекомендовавшая себя форма регистрации венчурного фонда. Обеспечивает благоприятные условия функционированию венчурного капитала. отсутствие двойного налогообложения ограниченная ответственность инвесторов гибкость условий договора, свобода действий и решений Региональная венчурная программа Великобритании, Венчурная система Израиля, Delaware Revised Uniform Partnership Act штате Делавэр (США) Примеры использования формы Limited Partnership:
Порядок создания и функционирования Простого товарищества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации Основные параметры функционирования определяются договорами между товарищами Договор простого товарищества Возможности ДПТ ДПТ не является юридическим лицом и не подвержено двойному налогообложению Возможность неденежного вклада в фонд Возможность выбора методов оценки имущества и вкладов в фонд по договору товарищей Возможность организации Инвестиционного Комитета, создание и функционирование УК в соответствии с пожеланиями товарищей Возможность вложения средств в фонд в форме commitments Другие широкие возможности регулирования взаимоотношений товарищей по их усмотрению
Ограничения на участие физических лиц Преодолевается через образование инвесторами юридических лиц Солидарная ответственность инвесторов по общим обязательствам венчурного фонда независимо от оснований их возникновения Сущность инвестиционной деятельности не предполагает нанесение ущерба реципиентам – объектам инвестирования Деятельность УК контролируется Инвестиционным комитетом Введение запрета УК по привлечению заемных средств со стороны (в тексте ДПТ) Свободный выход инвестора из фонда (товарищества) в любое время Преодолевается штрафом в размере внесенной суммы или заменой инвестора с той же суммой Договор простого товарищества: преодолимые недостатки
2000: «фонд фондов» ВИФ; 2005: региональная программа МЭРТ Участие в фонде бюджетных средств требует регистрации венчурного фонда по российскому законодательству. Организационно-правовая форма венчурного фонда должна быть адекватна требованиям венчурного капитала Государственные меры в создании венчурных фондов
Участие бизнеса в создании фонда ВЕНЧУРНЫЙФОНД Учредитель Представитель в контрольно- распорядительный орган фонда Разработчик инновационного проекта Инвестор
Схема работы Венчурного фонда в форме некоммерческой организации Республиканский технологический парк акции доля Некоммерческая организация «ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИЯМ» (ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД) (ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД) КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Проект постановления КМ ЧР о создании Венчурного фонда Проект постановления КМ ЧР о создании Венчурного фонда Внесение изменений в Закон ЧР о республиканском бюджете на 2006 год Внесение изменений в Закон ЧР о республиканском бюджете на 2006 год Правительственна я комиссия 20 млн.рублей Попечительский совет Частны й капитал Паевый инвестиционный фонд (имущественный комплекс, не является юридическим лицом) Конкурс на отбор управляющей компании Инновационные проекты отбор финансирование взносы Управляющаякомпания (лицензия Федеральной службы по финансовым рынкам) финансирование Осуществляет доверительное управление имуществом финансирование Доход пайщиков в виде ростакурсовой стоимости акций идолей в ООО, их продажи,дивидендов
Анкетирование малого бизнеса Поддерживают создание Венчурного фонда 91,7 % респондентов Поддерживают создание Венчурного фонда 91,7 % респондентов 13,2 % 15,8 % 23,7 % Недостаток собственных средств Факторы, сдерживающие инновационную деятельность 10,5 % Отсутствие собственной научно-технической базы Длительный период окупаемости проектов Недостаток инвестиций Неприемлемые условия кредитования (опрошено 20 малых инновационных организаций республики) Готовы выступить соучредителями 4 организации Готовы выступить соучредителями 4 организации