ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ЛИТВЕ Римантас Векис Министерство финансов Вильнюс – Москва сентябрь 2004 г.
Формулирование приоритетов в рамках стратегий Формулирование приоритетов в рамках стратегий Наличие соответствующих ресурсов – основа реализации стратегии Наличие соответствующих ресурсов – основа реализации стратегии Задача бюджета – планирование и использование ограниченных ресурсов в соответствии с выбранными приоритетами Задача бюджета – планирование и использование ограниченных ресурсов в соответствии с выбранными приоритетами Горизонтальная корреляция между различными стратегиями Горизонтальная корреляция между различными стратегиями Предпосылки для стратегического планирования и корректировки бюджетной реформы
Решения Осуществление стратегического планирования в соответствии с бюджетной реформой Осуществление стратегического планирования в соответствии с бюджетной реформой Взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетированием Взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетированием Разработка соответствующих правовых основ Разработка соответствующих правовых основ
Правовые основы Органичный закон о бюджете Органичный закон о бюджете Методология стратегического планирования Методология стратегического планирования Правительственные постановления, касающиеся бюджетного процесса, сроков и т.д. Правительственные постановления, касающиеся бюджетного процесса, сроков и т.д.
Умелое финансовое управление (экономия, продуктивность, эффективность) Реализация – через развитие системы стратегического планирования: Реализация – через развитие системы стратегического планирования: –Правительственный уровень Взаимосвязь между государственными стратегическими целями и институциональными инициативами (корректировка инициатив: сверху вниз и наоборот) Взаимосвязь между государственными стратегическими целями и институциональными инициативами (корректировка инициатив: сверху вниз и наоборот) –Институциональный уровень –В рамках текущего бюджетного процесса Цель бюджетной реформы – более умелое и прозрачное использование ограниченных ресурсов Цель бюджетной реформы – более умелое и прозрачное использование ограниченных ресурсов
Долгосрочная национальная стратегия развития Стратегический план действий Стратегический план действий Стратегический план действий Программа 1 Программа Программа 1 Программа Программа 1 Бюджетная стратегия и лимиты ассигнований министерствам Ведомственная стратегия Ведомственная стратегия Ведомственная стратегия Стратегические приоритеты правительства Геополитическая ситуация Долгосрочные приоритеты Долгосрочное видение по секторам Стратегические рамочные документы: Правительственная программа Региональные планы развития Программа конвергенции Документы ЕС и НАТО Сводные планы, документы по социальному развитию Среднесрочные цели (3-6 лет) Ближайшие цели 1-3 года Долгосрочные цели (видение) (более 6 лет ) Модель интегрированного планирования
Достижение результатов: показатели результативности деятельности учреждений Реализация Миссия и цели формулируются с учетом стратегических приоритетов правительства Стратегии министерства обеспечивают выполнение миссии и достижение целей, а также снижение потенциальных рисков Процесс стратегического планирования на уровне отдельных учреждений Анализ условий Мероприятия Задачи Программные цели Программы Стратегические цели Миссия
Стратегические цели Бюджет стратегического плана действий учреждения Бюджет программы 1 Бюджет программы 2 Бюджет программы 3 Программа 1 Цели, задачи, показатели результативности, критерии эффективности деятельности Программа 2 Цели, задачи, показатели результативности, критерии эффективности деятельности Программа 3 Цели, задачи, показатели результативности, критерии эффективности деятельности Стратегический план действий бюджетного учреждения Принципиальная схема
Практический пример: стратегия совершенствования государственного управления (ССГУ) ССГУ берет за основу долгосрочную национальную стратегию развития на период до 2015 года (цель – формирование общества, основанного на знаниях, умелое государственное управление) ССГУ берет за основу долгосрочную национальную стратегию развития на период до 2015 года (цель – формирование общества, основанного на знаниях, умелое государственное управление) ССГУ – среднесрочная стратегия на период до 2010 года ССГУ – среднесрочная стратегия на период до 2010 года Координатор – Министерство внутренних дел Координатор – Министерство внутренних дел Утверждается соответствующим постановлением правительства Утверждается соответствующим постановлением правительства
Структура ССГУ Общие положения Общие положения Анализ состояния системы управления государственным сектором; SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) Анализ состояния системы управления государственным сектором; SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) Видение, цели, задачи Видение, цели, задачи Реализация, мониторинг, критерии оценки Реализация, мониторинг, критерии оценки
Мониторинг и оценка Создание комиссии по мониторингу реализации стратегии Создание комиссии по мониторингу реализации стратегии Периодический анализ с внесением соответствующих корректив в ССГУ Периодический анализ с внесением соответствующих корректив в ССГУ Критерии оценки: Критерии оценки: –Доверие к государственным и муниципальным учреждениям и ведомствам со стороны населения (процент) –Степень финансовой самостоятельности муниципалитета: доля дотаций из государственного бюджета в муниципальном бюджете –Число граждан, которым предоставляются государственные услуги через эту систему – прочее
Стратегия совершенствования государственного управления Одобрена правительством 28 апреля 2004 г. Стратегия совершенствования государственного управления Одобрена правительством 28 апреля 2004 г. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ (МИНОБРАЗОВАНИЯ) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ N ПРОГРАММА 1 ЦЕЛЬ 1 ЗАДАЧА 1 ЗАДАЧА 2 ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ A ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ B ЦЕЛЬ 8 ПРОГРАММА XПРОГРАММА Y ЦЕЛЬ MЦЕЛЬ K ЗАДАЧА.1 ЗАДАЧА WЗАДАЧА Q ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 1.1. ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ P ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ H ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 1.1. ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ A УЧРЕЖДЕНИЕ 1 (Минобразования) УЧРЕЖДЕНИЕ N Координатор – Министерство внутренних дел Показатели для системы образованияПоказатели для учреждения N
Реформирование государственного сектора на институциональном уровне и выработка стратегического плана действий Оценка конечных результатов/укрепление мотивации Продолжение реформирования системы оплаты труда государственных служащих Дальнейшие шаги
Спасибо за внимание