Технологические карты внедрения подушевого финансирования. Рекомендации по применению
Цель Четкое структурированное описание технологии перехода на нормативное подушевое финансирование.
Задачи Четкая внутриотраслевая и межотраслевая координация действий Встроенность в бюджетный процесс Мониторинг реализации внедрения подушевого норматива Анализ финансовых расходов на проведение мероприятий перехода на ПНБФ
Структура Последовательность мероприятий с учетом: Сроков исполнения (плановые/фактические) Показателей реализации (промежуточные/конечные) Выходного документа (название/форма) Ответственных исполнителей
Создание рабочей группы Координация работы департаментов образования, финансов, с участием представителей общественности, законодательных органов субъекта и др. Определение графика и тем встреч
Анализ системы финансирования образования Сеть Штаты Контингенты Структура и виды расходов В итоге – анализ факторов, влияющих на стоимость образовательной услуги
Адаптация методики Анализ факторов, влияющих на стоимость образовательной услуги, обусловленных местными особенностями территории Выявление и учет приоритетов развития внутри образовательной отрасли
Расчет нормативных затрат Число классов и численность обучающихся в них по видам образовательных программ и ступеням обучения Средний разряд педагогов Запланированный объем расходов ОУ Доля ФОТ педагогов в общем ФОТ
Анализ «выигравших» / «проигравших». Пример: Отклонение расходов на заработную плату по Методике от традиционных расходов, %, 2005
Порядок перехода Выделение факторов, определяющих объем конституционно-гарантированного минимума образовательной услуги. Расчет стоимости стандартной услуги. Определение факторов, влияющих на удорожание стандартной образовательной услуги. Расчет коэффициентов удорожания. Расчет бюджета исходя из численности «условных учащихся», стоимости минимальной образовательной услуги и удорожающих коэффициентов. Сравнение расчетного бюджета с бюджетными проектировками, рассчитанными традиционным способом. Анализ расхождений по территориям или учреждениям. Выявление причин расхождений. Выработка управленческих решений: Введение новых коэффициентов удорожания для учета специфики учреждений. Перевод части финансирования из норматива в целевые программы. Сокращение выделяемых данному учреждению бюджетных средств как необоснованно завышенных. Разработка плана мероприятий администрации для реализации выбранной цели, включая план PR-кампаний и план обучения.
Расчет субвенции с учетом схемы перехода Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает: Сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципалитетам. Выявление отклонений, анализ причин. Разработка порядка учета фактической наполняемости по сельским муниципалитетам с малой наполняемостью. Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети к финансированию образовательной услуги.
Определение диапазона отклонений для «мягкого» перехода Определение средневзвешенных (по числу детей) пороговых значений процентных отклонений расчетного ФОТ от проектного. Увеличение (уменьшение) расчетного объема ФОТ, выходящего за рамки пороговых значений. Определение скорректированных объемов расчетных ФОТ. Осуществление выравнивания (сглаживания) расчетных объемов субвенций по каждому муниципалитету.
Пример. Вопросы, обсуждавшиеся на общественных слушаниях в Пензенской области Выиграли или проиграли школы при формировании объема субвенций на нормативной основе в 2004 году? Как отразились на финансовом положении школ внесение изменений в законодательство в 2005 году? Знают ли руководители школ, финансовые работники органов управления образованием о целевом назначении субвенций и методах их расчета? Как можно повысить эффективность бюджетных средств в образовании? Роль и значение целевых программ в образовании (обеспечение учебно- лабораторным оборудованием, спортинвентарем, программы по совершенствованию воспитательного процесса, инновационные программы развития образования и др.). Какие целевые программы в настоящее время являются наиболее актуальными для Пензенской области, данного муниципалитета? Какие показатели отражают результаты работы школ? Возможно ли стимулировать достижение высоких результатов через бюджетный процесс?
Социальные последствия и риски Выравнивание бюджетной обеспеченности Упрощение процедуры планирования бюджетных расходов Повышение степени прозрачности бюджетного процесса Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов Возможность увеличения оплаты труда высококвалифицированным работникам ОУ за счет средств экономии Недовольство учителей и руководителей ОУ Недовольство родителей Рост социальной напряженности Риск уменьшения финансирования в образовании Риск уменьшение числа ставок педагогического, административно- управленческого и прочего персонала
Высвобождение занятых Сокращение ставок без массового высвобождения занятых Массовое высвобождение занятых Выплаты компенсаций Программа переподготовки Постановление Правительства по организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения
План PR-кампаний Работа со СМИ Семинары, конференции, круглые столы Общественные слушания Информационные листы в ОУ Телефон горячей линии
Обучение Целевая аудитория Темы семинаров График обучения Ресурсы
Мониторинг Непрерывный на отчетный период Доступная информация для расчета показателей мониторинга Сравнительный анализ Принятие решений
Технологическая карта для муниципального уровня Согласованность действий с уровнем региона Учет местных особенностей Доведение бюджетных средств на основе норматива до каждого образовательного учреждения Нивелирование отрицательных социальных последствий