Урок русского языка в 7-м классе "Обобщение по теме "Причастие" Учитель-Лукьянчук Н.Н. (ГБОУ школа 417, Санкт-Петербург)
Форма урока : урок-практикум. Цели урока : Повторить основные сведения по теме. Повторить основные сведения по теме. Закрепить навыки правописания и употребления причастий, совершенствовать умение в нахождении причастного оборота. Закрепить навыки правописания и употребления причастий, совершенствовать умение в нахождении причастного оборота. Продолжить работу по развитию речи учащихся, воспитанию речевой культуры. Продолжить работу по развитию речи учащихся, воспитанию речевой культуры. Развитие орфографической зоркости Развитие орфографической зоркости Прививать любовь к языку, художественному слову Прививать любовь к языку, художественному слову
Ответьте на вопросы: Ответьте на вопросы: Что общего у причастия и глагола? Что общего у причастия и глагола? Что общего у причастия и прилагательного? Что общего у причастия и прилагательного? Чем отличаются краткие и полные причастия? Чем отличаются краткие и полные причастия? Когда в суффиксах причастий пишется –нн? Когда в суффиксах причастий пишется –нн? Когда не с причастиями пишется раздельно? Когда не с причастиями пишется раздельно? Что такое причастный оборот? Что такое причастный оборот? Когда причастные обороты выделяются запятыми? Когда причастные обороты выделяются запятыми?
1. Согласовать причастия и прилагательные с определяемыми словами. Вставить окончания, выделить суффиксы, расставить знаки. а)Хорош… книга является неиссякаем… сосудом заполнен… человеческ… мыслями. а)Хорош… книга является неиссякаем… сосудом заполнен… человеческ… мыслями. б) Хорош… книга – это дверь раскрывающ…ся перед тобой и впускающ…тебя в какой - то новый уголок жизни. б) Хорош… книга – это дверь раскрывающ…ся перед тобой и впускающ…тебя в какой - то новый уголок жизни.
2. Синтаксический разбор предложения. Объяснить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Книга созда…ая 2 человеческ… умом является нашим учителем 4. Книга созда…ая 2 человеческ… умом является нашим учителем 4.
3.Н или НН? 3.Н или НН? Варе..ик, пле..ик, изме..ица, пше..ица, безымя..ый, броше..ый, берестя..ой, ветре..ая (погода), масля..ая (краска), замасле…ая (материя), непуга…ая (кошка), напуга..ая (ворона), (поля) засея..ы, серебря..ая (посуда), ране..ый (боец), посея..ая (пшеница). Варе..ик, пле..ик, изме..ица, пше..ица, безымя..ый, броше..ый, берестя..ой, ветре..ая (погода), масля..ая (краска), замасле…ая (материя), непуга…ая (кошка), напуга..ая (ворона), (поля) засея..ы, серебря..ая (посуда), ране..ый (боец), посея..ая (пшеница).
а) пишутся нн а) пишутся нн 1. Дитя ипуга…о. 2. Огни потуше...ы. 3. Реше…ая задача. 4. Суше…ые ягоды. б) пишется н б) пишется н 1. Слома…а ребенком. 2. Броше…ый камень. 3. Искуса…ый комаром. 4. Вытка…ый ковер.
5. Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания. Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца. Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца. Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце. Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце. Прекрасны клены (одеть) в багряную листву. Прекрасны клены (одеть) в багряную листву. (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках. (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.
6. Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий. Трава не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, невыученные уроки, картина не окончена. Трава не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, невыученные уроки, картина не окончена.
7. Найди ошибку, исправь ее и объясни. Замешанное тесто, порванный рукав, обессилившие противники. Задача решена, испеченный хлеб, поношенные вещи. Клеявший конверт, израненое тело, обидивший друга.
8. Исправьте предложения, запишите, выделяя причастные обороты. Выполните разборы. Хорошая книга – подарок, завещавший 2 автором человеческому роду. Хорошая книга – подарок, завещавший 2 автором человеческому роду. Пастух увидел наш костер, заночевавший 3 в горах. Пастух увидел наш костер, заночевавший 3 в горах.
8. Прочитайте отрывок из фельетона В. Ардова Суконный язык. Сделайте вывод об умелом использовании причастий в речи. Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гулящим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гулящим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Выполните тест 1. Выбрать словосочетание причастие + существительное. А) лаявшая собака; Б) крикливый ребенок; В) большущий гриб. 2. В каком причастии суффикс –ащ, -ящ? А) се_щийся дождик; Б) кол_щий предмет; В) кле_щий карандаш. 3. В каком причастии суффикс –ущ,- ющ? А) стел_щийся туман; Б) вер_щий всему; В) леч_щий врач.
4. В каком причастии суффикс –ем? А) колебл_мый; Б) вид_мый; В) движ_мый. 5. В каком причастии в суффиксе –нн? А) посея_ы; Б) посея_ые; В) сея_ые. 6. Какие причастия с не пишутся раздельно? А) ошибка (не)замечена; Б) (не)замеченная ошибка; В) (не)замеченная мною ошибка.
7. В каком предложении причастный оборот выделяется запятыми? А) Человек вооруженный знаниями не победим. Б) Мы остановились на освещенной солнцем поляне. В) Расчищенная дорога вела к морю.
Ответы к тесту Ответы к тесту 1. А 2. В 3. А 4. А 5. Б 6. А,В 7. А