Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук
Личностно – ориентированное обучение – такой тип обучения, при котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно- предметного моделирования мира
Цель ЛОО - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основные функции ЛОО: Гуманитарная (реализуется через понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество); Культурообразующая (реализуется посредством установления духовной взаимосвязи между человеком и его народом); Социализация (реализуется через рефлексию, творчество, индивидуальность).
Содержательные аспекты ЛОО: аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций); когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основы духовного развития); деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей); личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
Перспективность модели ЛОО: В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования; ЛОО является здоровье сберегающей технологией; В последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы и услуги, а ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность; Необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
Основные принципы ЛО урока: Использование субъектного опыта ребенка; Предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов, форм; Накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а как важного средства реализации детского творчества (также и для портфолио); Обеспечение на уроке личностно-значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Отличие ЛО урока от традиционного: Организация самого урока и деятельности на нем; Иная позиция педагога по отношению к самому ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; Иная позиция самого ученика как субъекта учебной деятельности; Иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Новые функции педагога в ЛОО: Учитель как собеседник; Учитель как исследователь; Учитель как фасилитатор; Учитель как эксперт
Нетрадиционные методы для создания ЛО ситуаций на уроке: Метод экспрессии в творческой ситуации; Метод чтения вслух; Метод интроспективного анализа; Метод развития творческого самочувствия; Метод творческого самовыражения; Метод дискуссии; Игровые методы (операциональные и ролевые игры); ЛО контрольная работа.
Система результативности ЛОО: 1. Параметры результативности учебного процесса: а) обученность (конкретный уровень учебных достижений, предметных ЗУНов ученика); б) обучаемость (уровень учебных возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета); в) сформированность ОУУН (мыслительных, информационных, коммуникативных, организационных); 2. Процедуры оценки результативности; 3. Формы представления результатов; 4. Описание анализа данных мониторинга.