Диагностика естественнонаучной грамотности учеников начальной школы Елена Васильевна Чудинова Вера Евгеньевна Зайцева
«…ценность любого знания… определяется не фактом его существования, а тем методологическим значением, которое оно имеет для формирования целостной системы знания, для использования его в качестве инструмента познания, для преобразующей деятельности. Поэтому просто запомнить знание, воспроизводить и/или применять его … недостаточно – учебный материал должен изучаться так, чтобы смысл его изучения стал ясен ребенку, чтобы полученными знаниями можно было воспользоваться как действенным инструментом познания, коммуникации, социализации, иных личностно значимых аспектов деятельности и развития учащихся…» тенденции
Соотношение со стандартом «Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях)». «Иерархическая классификация объектов окружающего мира (деление на природные и искусственные; природы, в свою очередь, на неживую и живую): различение, краткая характеристика групп объектов» год сегодня
Матрица содержания Содержа - тельная область Средства анализа и репрезентации природных объектов Действия с природными объектами В заданиях 1 уровня В заданиях 2 уровня В заданиях 3 уровня Материальный объект как система признаков и свойств Пространственные отношения между объектами Процессы и их условия
Волна ассимиляции средств/способов Функциональное овладение культурным образцом действия Освоение «внутренней формы» культурного образца действия Внешнее освоение культурного образца действия Пройденная часть учебной программы
Схема наблюдения объекта выявление наблюдаемых признаков объекта по рисунку выявление круга наблюдений, подтверждающих гипотезу отображение изменений способа наблюдения в его результатах, представленных в разных знаковых формах 1 3 соотнесение способов наблюдения и его задач 2 фотографии, видеофрагменту, анимации 2 Материальный объект как система признаков и свойств
1.1. Паша хотел сравнить количество осадков, выпавших в среду и в четверг. Для этого он в среду вынес на балкон сосуд и измерил высоту воды, оказавшейся в сосуде через сутки. То же самое он проделал в четверг, вылив предварительно воду из сосуда. О чём говорят результаты измерения? Рассмотри рисунок и выбери все верные ответы. 1 1.И в среду, и в четверг выпадали осадки. 2.В среду выпал 1 см осадков. 3.В четверг выпало на 1 см осадков больше, чем в среду. 4.В пятницу осадков будет еще больше. 5.В четверг выпало в два раза больше осадков, чем в среду. среда четвер г 1 см 2 см
1.2. Ученики одного класса, Витя и Катя, выполняли домашнее задание. Они измеряли количество осадков с помощью сосудов, одинаковых по форме, но разных по объему (смотри рисунок). В результате измерений у Вити и у Кати уровень воды в банках оказался разный. Почему так могло произойти? Выбери все подходящие ответы. 2 1.Катя вынесла свою банку под дождь на меньшее время. 2.Банка Кати имеет меньшую площадь горлышка. 3.Дети вынесли свои банки под дождь в разное время суток. 4.Банка Вити больше по объему. 5.Катя и Витя живут далеко друг от друга. Банка Вити Банка Кати
1.3. Дождь шёл непрерывно с вечера и до обеда следующего дня. Мальчики измеряли количество осадков. У каждого из них была своя банка. Петя поставил банку под дождь на всю ночь и утро. Коля, Сережа и Игорь вынесли свои банки в 8 часов утра на 2 часа. Посмотри, какая у кого банка, и выбери все верные утверждения. 3 1.Высота воды в банках у Коли и Игоря одинаковая, потому что они вынесли банки одновременно на 2 часа. 2.Утром дождь был сильнее, чем ночью. 3.У Сережи столько же воды в банке, сколько у Игоря, потому что горлышки банок одинаковые. 4.Высота воды в банках у Коли и Сережи одинаковая, потому что они вынесли банки одновременно на 2 часа. 5.У Сережи в банке воды больше всех, так как банка самая маленькая. ПетяКоляСережаИгорь У Пети и Коли банки прозрачные У Сережи и Игоря банки непрозрачные
Вот и всё… Спасибо всем, кто слушал!